Главная страницаЛитературный гид!Избранные! анекдотыПотом напишите, пожалуйстаКак я с этим возилсяЭкономят времяПро баки (доллары) и не толькоПока только гадаюО проекте

 

 

Темы

 

 

———————————————————————————————

Здесь немного поподробнее, с комментариями и оценкой приведены ссылки в море Интернета.

Вопрос. Как по вашему, склоняется или нет термин Интернет. Пока, по моим наблюдениям его никто склонять не хочет.

На коллекцию ссылок.

Мне, к сожалению, интересно всё. Приходится даже искать пути, чтобы изыскать время на Жизнь. Есть интересная статья по этой теме.

———————————————————————————————

 

Психология

 

Кино

Сам себе юрист

 

Иностранный язык

Литература

 

Здоровье

Музыка

 

Рецепты от мамы и бабушки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<…>

 

 

Психология

 

Пока самая интересная страничка, которая встретилась –

 

 

Цвета. Не буду объяснять какую важную роль они играют в жизни. Скажу три слова – они выражают, наполняют и отвлекают. Поэтому в дизайне надо это учитывать. Итак, цвета. Что они означают, что могут означать, какими мы их видим, хотим видеть, как цвета воздействуют на нас и как мы воздействуем на окружающих, подбирая свои цвета.

 

 

В «Искусстве и цвет» Иоханнес Иттен пишет: «Цвета – это излучающая сила, энергия, воздействие которых на человека бывает и позитивным, и нега­тивным, независимо от того, сознаем мы это или нет». Немного лучше мы разбираемся в том, как и почему воздействуют на нас цвета. Но тайна, пожалуй, так и осталась нераскрытой: цвета воздействуют только чувственным образом и непосредственно, но в то же время таинственно и символично. Действительно, вся наша жизнь – в отблеске цветов. Попытка перевести непосредственный язык цвета на понятный нам, уже заранее обречена на провал. Ни физик, ни физио­лог, ни искусствовед, ни психолог не смогут приоткрыть для нас эту тайну. Ближе всего к ней, пожалуй, подошел художник, но и он оставляет ей право на существование. Так, Винсент Ван Гог говорил: «В цвете скрываются гармония и кон­траст, то, что действует на нас непосредственно и что не может передать никакой посредник».

 

 

 

 

Цвет и настроение

Цвета контактируют не только с нашими гла­зами, но в равной степени с душой и с остальны­ми чувствами. Их воздействие на нас всегда це­лостно, поэтому мы часто даем им фигуральные названия. Говорим о сладком розовом, как будто цвет имеет вкус, о кричащем красном, как если бы мы могли его услышать, о затхлом зеленом, как если бы мы могли ощутить его запах, о мяг­ком голубом, как будто к нему можно прикос­нуться, или же о легком белом, как будто у него есть вес. У цветов есть эмоциональная, вызыва­ющая настроение сила, которая влияет на челове­ка, радует, пугает, успокаивает, подбадривает, шокирует, может вызвать или подавить желание работать, любить, аппетит, сон. Однажды какой-то промышленник созвал на ужин большое обще­ство. Гостей, ожидавших обильного угощения, встретили приятные запахи, доносившиеся из кухни. Когда довольное общество сидело за сто­лом, принесли великолепно приготовленные ап­петитные кушанья. Но хозяин зажег красную лампу: мясо на тарелках выглядело как совер­шенно свежее, шпинат казался черным, а карто­фель — ярко красным. Все гости были изумлены, а хозяин дома тем временем сменил красный свет на синий. Жаркое вдруг стало казаться гни­лым мясом, картофель — протухшим, и гости, ко­нечно же, совсем потеряли аппетит. Затем вклю­чили желтый свет, который красное вино превра­тил в подсолнечное масло, а лица соседей по сто­лу — в лица покойников. Некоторые особо чувст­вительные дамы поднялись и поспешно покину­ли столовую, естественно, для противоположных целей. Есть не мог никто, а всем присутствующим стало ясно, что простое изменение освещения вызвало кардинальное изменение в настроении.

Другой пример, который также доказывает, что цвет способен сильно влиять не только на •настроение человека. Конюшня для скаковых лошадей была разделена пополам перегородкой. Одну ее половину окрасили в синий, а вторую — в оранжево-красный цвет. Лошади, стоявшие в помещении, стены которого были синего цвета, успокаивались после скачек очень быстро, в то время как в «красной» половине лошади долго оставались разгоряченными и беспокойными. И еще один пример воздействия цвета на животных был получен в результате проведения этого же эксперимента: в синем помещении не было мух, а в красном их было много.

Итак, цвета определяют окружающий нас мир в такой степени, о которой мы можем только по­дозревать. Они пробуждают у нас чувства и ре­акции, возбуждают желания и вызывают настро­ения, интерес или отвращение. Естественно, мы различаем веселые и мрачные цвета, теплые и холодные. Мы считаем все оттенки красного и жел­того цвета теплыми, синий и зеленовато-голубой воспринимаем скорее как прохладные, причем, примесь желтого или красного цветов тотчас де­лает цвет более теплым.

Наряду с этим, нам кажется, что цвет имеет и свой собственный вес. Светлые цвета мы счита­ем легкими, темные же воспринимаются нами как тяжелые. Эти ощущения мы переносим и на обозначаемые этим цветом предметы: сигареты в светлой упаковке считаются легкими, и покупая, мы думаем, что и табак в них легкий, а темные пачки вызывают у нас ассоциации с крепкими сигаретами. Обусловлены ли опытом наши пред­ставления о том, что свет и огонь всегда желтые или красные, море, лед, туман — всегда белые или голубые, сказать очень трудно. Прохладные и холодные цвета делают помещение более про­сторным, темные и теплые тона оптически умень­шают его. Температуру в помещении, стены ко­торого голубые или белые, мы оцениваем на не­сколько градусов ниже, чем в красной или жел­той комнате. Каждый декоратор в театре знает, как просто при помощи цвета декораций вызвать меланхолическое или веселое настроение у пуб­лики: создать ощущение утра или вечера, вооду­шевления или горя — совершенно независимо от самого спектакля.

Далее мы поговорим о том, как и какие цвета воздействуют на нас и что они могут выражать. Что выражают основные цвета: желтый, синий, красный и зеленый

 

 

Геймендаль пишет о желтом: В нем «торже­ствует в цвете свет, и цвет освобождается от лю­бой связи, струясь через все границы, желтый распространяется и множится». Он характеризует ясность и активность этого цвета. Гете же гово­рит по этому поводу: «Желтый всегда обладает исключительными качествами чистоты, несет с собой богатую природу светлого, ясного, а также обладает светлыми, яркими, мягко воздействую­щими на нас качествами». В любом случае, жел­тый — это активный, возбуждающий цвет, кото­рый придает бодрость и привлекает к себе наше внимание. Ингрид Рид ель в своем исключитель­но обстоятельном исследовании о цвете (Штут-тгарт, 1989) правомерно указывает, что существу­ют «желтый, несущий жизнь» и «желтый цвет смерти». Желтый — это цвет солнечного света и, следовательно, первопричина жизни, весенних цветов, нарциссов, тюльпанов, крокусов, перво­цветов, одуванчиков, пасхальных яиц, цыплят, а также созревшего зерна, кукурузы, тыквы, ба­нанов, яблок и груш, или же осенней листвы. Это цвет лимона, меда, янтаря и золота, но в то же время и цвет мочи и гноя, цвет осы и пустынного песка. Своеобразная противоречивость и делает его цветом зависти и фальши.

Попадая на сетчатку глаза, этот цвет восприни­мается нами как сигнал об уличных щитах, зна­ках электрификации или радиоактивности, пре­дупреждающих об опасности. Это — цвет мото­ра на паруснике, цвет почтовых ящиков и почто­вых машин, повязки слепого или еврейской звез­ды. В сказке «Зеленая девица» именно эта звез­да является знаком особого отличия: юный принц рождается «с золотой звездой на груди». В Азии желтый — священный цвет. Император Китая носит его как цвет империи и как знак ее, рав­ного солнцу, достоинства. Еще и сейчас желтый — любимый цвет китайцев, который, в то же вре­мя, является и духовным цветом буддизма: мона­хи и монахини носят желтые одежды в знак стремления к просветлению. Сообразно с приро­дой, желтая раса должна очень позитивно отно­ситься к желтому цвету. Так юный бог солнца Ксохирили у ацтеков был одет в желтое, также как и Митрас, бог солнца древних персов или греческий бог Гелиос на солнечной колеснице:

«Блестят желтые его одежды, когда он выступает из волн». Желтый можно найти и в христиан ской символике в изображении ангелов, прежде всего у архангела Гавриила. Абсолютного совер­шенства и божественности желтый достигает в зо­лоте, отражающем отблеск небесного мира и являвшимся основным цветом в средневековой живописи. Золотым венчиком обрамлены лики святых, золотой ореол возвышается над божественным Иерусалимом как символ последнего завершения жизни.

Интересно и то, что желтый благодаря своему противоречивому характеру может воздейство­вать гомеопатически, например, желтуху можно излечить при помощи желтых цветов: одуванчи­ки, первоцветы, ноготки, болотную калужницу и гусиную лапку носят в обуви, чтобы не заразиться желтухой. Желтуху можно также вылечить мо­чой желтого цвета. В качестве защиты от удара молнии якобы служат желтые цветы арники, которые во время грозы нужно ставить на подо­конник. Тот, кто отваживается собирать желтые цветы коровяка, подвергает себя удару молнии – опять желтый цвет. Серно-желтый или цвет серы считается цветом дьявола, Люцифера, имя кото­рого вопреки общепринятому мнению обознача­ет «несущий свет». Удивительно, что символика желтого цвета настолько широка, что использу­ется для выражения и божественного, и дьяволь­ского начала, обнаруживая одновременно поляр­ную структуру, свойственную всем символам.

Контраст для желтого цвета как на психоло­гическом, так и на символическом уровне пред­ставляет синий. Просто и без преувеличений этот антагонизм выразил Гете: «Как желтый несет все­гда в себе свет, так, можно сказать, в синем все­гда присутствует что-то темное». И дальше: «Также как высокое небо, далекие горы мы видим си­ними, точно так и всякая голубая поверхность кажется нам далекой». Синий — цвет необъят­ного неба и открытого моря, цвет дали и тоски по путешествиям, например, плаванию или полету, тоски по чудесному и трансцендентному. Вол­шебная лампа Алладина, которая тоже является плодом романтики, была синей. А в рьщарском романе Фридриха Харденберга, известного нам под псевдонимом Новалис, «Генрих фон Офтер-динген» голубой цвет передан с непередаваемой чувственностью в сцене, когда Генрих, очнувшись ото сна, увидел: В некотором отдалении подни­мались «темно-синие скалы с яркими прожилка­ми. Дневной свет, окружавший его был светлее и мягче обычного, а на иссиня-черном небе не было ни единого облачка. Но с неимоверной си­лой его тянуло к высокому голубому цветку, который рос неподалеку от источника, почти каса­ясь его своими блестящими листьями. Вокруг него росло бесчисленное множество разноцветных цветов, и воздух наполнял изысканнейший аро­мат. Он не замечал ничего, кроме голубого цветка, и провел здесь долгое время, рассматривая его с несказанной нежностью». Голубой – цвет все­мирной тоски и высочайшего Эроса. Позднее Гете подтверждал «беспокойное, мягкое, тоскующее ощущение», возникающее от этого цвета. Голубой цвет наряду со «своей величественной чистотой может быть и раздражающим Ничто». Ничто вместе с синим цветом упоминает Эрнст Юн-гер, использовавший в своих «Приключенческих сердцах» цветовую символику: «В голубом цвете воплощены обе стороны духа: чудесное нача­ло и ничто». Таким образом, голубой выступает в роли цвета меланхолии, а в некоторых местностях его считают символом смерти. Гам носят так называемые траурные одежды голубого цвета.

С голубым обычно ассоциируется прохлада, порядок, рациональность и дисциплина, поэтому он хорошо подходит для униформ вокзальных служащих, полицейских, матросов и стюардесс. Он широко используется для окрашивания рабо­чей одежды китайцев, которых часто называют «голубыми муравьями». Синие джинсы первона­чально считались рабочей одеждой, а голубые рубашки — униформой, как например, голубая форма прусских полков или «голубых драгун». Это до сих пор сохранилось в таких названиях цвета как «прусский голубой» или «морской голубой». Абстрактность голубого цвета позволила в фашистской Германии приобщить к господствующей идеологии массы народа, но в то же время и трансцендентно возвысить цвет, превратить его в величественный цвет одежд царицы небесной.

Синий – цвет мечты и упоения – бывает иногда и вульгарным: «да он синий (от спиртного) или «насинячится до чертиков», что говорит об исчезновении человека из реального мира, о пе­ремещении его в нереальный мир грез. Синий — прохладный цвет, дистантный, цвет аристокра­тов и голубой крови, но в то же время и «синих» чулок. Это — цвет верности и «Голубого креста». В голубом есть даже что-то волшебное. Очень хорошо описывает его место в цветовом пантео­не в книге «Человек и цвет» Генрих Фрилинг (Мюнхен, 1977): «В синем объединяются даль и глубина, темная и ультрамариновая голубизнаглубины и более светлая, более прохладная голу­бизна, характерная для дали. Синий уводит нас прочь — в укромное место возникновения тайны будущего. В то время как желтый как бы просве­чивает, голубой, напротив, становится более на­сыщенным по мере увеличения глубины, более концентрированным. Он привлекает нас, и мы даже не знаем, где можем оказаться: в струящем­ся потоке цвета или же в непроглядной тьме».

Красный, напротив, символизирует непосред­ственную близость к жизни и полноту ее. Красный — цвет любви и крови, губ и щек, кровоточащей раны, возбуждающе рассказывающий о материи жизни тому, кто способен почувствовать и понять это. Мы скрываем, прячем красный цвет, исполь­зуя его для подкладки в одежде или для матраса, опасаясь, что он может полностью завладеть нами. Красные обшлага, борта, красное женское белье, портсигары, футляры, словом, этот цвет присут­ствует всюду, где есть какая-нибудь тайна. Это — цвет огня, пола и крови, в то время как белый — . цвет невинности и невредимости. Так утверждает пророк Исайя (1, I8): «Если ваши грехи багряного цвета, они станут белые как снег, а если пурпур­ные — как белая шерсть». В красном цвете боль­ше всего жизни, но одновременно с этим он таит в себе опасность. Он и привлекает, и предупреж­дает нас. Ганс Криг рассказал нам о том, как он одному, совсем недавно найденному индейскому племени в Южной Америке преподнес в качестве подарка красный материал. Однако племя в испуге разбежалось, увидев красное. Красными флажками отмечают особо опасные места или место, где произошла авария. Сигнальные огни автомобиля  тоже красные, как и пожарные огни, пожарный  кран и машины, в которых перевозят взрывоопас­ные вещества. Эрнст Юнгер выводит отсюда сле­дующие умозаключения, которые он относит к развитию нашей цивилизации: «Из-за все расту­щей потребности в горючих материалах и топливе, планета покрывается сетью ярко-красных ки­осков — едва взглянув, человек поймет, что он на­ходится во взрывоопасной местности, и живет в эпоху, когда над миром начинает господствовать уран».

Символом величия и господства является красный цвет, но прежде всего — пурпурный. Он встречается в портьерах банкетных залов и двор­цов, в красных коврах, которые расстилают по случаю праздничных приемов. Однако он же чаще всего является цветом призыва к револю­ции, и еще Гарибальди и Кон-Бендит под знаме­нем этого цвета штурмовали баррикады. Ужас этот цвет начал вызывать еще тогда, когда в со­ветском государстве были учреждены красные:

флаг, звезда, площадь, красные бригады и армия. Этот цвет, как метко подметил Эрнст Юнгер, ока­зывает «активное, привлекающее воздействие», которое делает его особенно подходящим для обо­значения предметов, которые могут оказаться необходимыми в экстренных ситуациях. Красный оповещает нас и об опасности, например, на ящи­ках с перевязочным материалом, спасательных кругах или стопкранах. В некоторых случаях он свидетельствует и об абстрактном ускорении — это так называемые красные отметки, которые приклеиваются на срочные письма и телеграммы.

Очень четко этот цвет передает характер угро­зы или агитации, если используется в сфере от­ношений между полами. Здесь существует це­лая шкала, начиная с мрачно тлеющего, почти осязаемого цвета, которым освещаются прихожие пользующихся дурной репутацией домов, и за­канчивая светлым, бесстыдным цветом свежего мяса, в который окрашены дорожки и занавеси на лестницах больших игорных домов и прито­нов. В любом случае, считает Юнгер, человек проявляет определенную отвагу, если носит или встречает на своем пути красный цвет. Не таясь его носили только те, кто обладал высшей зем­ной властью: верховные судьи, князья и короли, но вместе с ними и палачи.

Доказано, что красный цвет может воздей­ствовать и физиологически: он способствует вы­делению адреналина, увеличивает пульс, кровя­ное давление и частоту дыхания, а также влия­ет на мигательные движения век и оказывает стимулирующее действие на показания электроэнцефалограммы. Помещения, отделанные в красных тонах воспринимаются обычно как бо­лее теплые (на несколько градусов), так как мы ощущаем красный цвет как теплый, и если ви­дим его, то сами оживляемся и возбуждаемся. Некоторых людей уже сам цвет возбуждает и опьяняет. Он понижает рациональный контроль, и огонь магически приводит нашу фантазию в действие, а люди, помешанные на пиротехнике, пироманы, приходят от него вэкстаз.

Ингрид Ридель с полным правом указывает на то, что в христианской культуре красный цвет ассоциировался со страхом и даже табуизировал-ся, потому что считался цветом греха, слепой страсти и разрушительного насилия. У предате­ля Иуды были рыжие волосы, а в средние века рыжих волос было вполне достаточно, чтобы счи­тать женщину ведьмой. Искуплением греха счи­талось сожжение женщины на костре, огонь ко­торого также был красного цвета, и кровь Хрис­та искупила грех всего рода человеческого, кото­рый тоже был окрашен в красный цвет. Мария Магдалина изображается в Апокалипсисе как «одетая в пурпурные и багряные одежды... держа в руке золотой кубок, который был полон мерзо­сти и грязи ее распутства». И снова мы сталки­ваемся с внутренней парадоксальностью самого цвета: желтый соединяет в себе яд и исцеление одновременно, голубой — чудесное и ничто, а красный — грех и очищение.

В зеленом цвете это противоречие между поко­ем и гармонией с одной стороны и ростом с его таинственной силой и энергией с другой, носило сравнительно мягкий характер. Зеленый — цвет лугов и лесов, олицетворяет мягкость и умиротво­ренность, уравновешенность и естественность. Гете поместил его в середину своей цветовой системы и говорил: «Наш глаз находит в нем реальное удов­летворение». Зеленый — это цвет тишины, и в пе­строте других цветов больше всего похож на оазис.Пожалуй именно поэтому Гете подчеркивает его статичное, успокаивающее воздействие: «Дальше идти нельзя, да и не хочется.» Зеленый позволя­ет отдохнуть, он не возбуждает, а напротив, помо­гает нам сохранить жизненные силы, витамины, подбадривает нас и укрепляет наше здоровье. Не случайно, что цвета сильнее проявляются в рас­тениях, цветах и фруктах, отмеченных половыми признаками. Итак, красный — цвет спелости, зре­лости, а зеленый — молодости и надежды. Тако­го же цвета миртовый венок молодой девушки и майское деревце, что отразилось в выражениях «новичок» или «зеленый», когда имеется в виду неопытность и неискушенность.

Зеленый действует успокаивающе и замедля­ет наши жизненные функции, но как только к нему присоединяется желтый цвет, он как бы отдаляется от нас, становясь ядовито-зеленым, и приводит таким образом нас в напряжение.

Вместе с тем, зеленый — цвет плодородия. Боло­та и пруды, места, где впервые зародилась жизнь, отливают особым зеленым цветом, а лягушки и жабы, обитающие там, становятся символом пло­дородия. В мифе о сотворении мира Моисей го­ворит (I, II): И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.» Хильдегард фон Бин-ген, первая женщина-врач и естествоиспытатель средневековья, писала в своих рукописях, что зе­леный — божественный цвет. Она воспевала зелень в целых гимнах: «На прекрасной зелени сотворялись небо и земля, и все прелести мира». Она раз­рабатывает конкретные рецепты, по которым лю­дям с ослабленным зрением рекомендуется трени­ровать зрение, рассматривая многократно зеленый луг в действительности или в воображении. Она распространяет теологическое и медицинское обо­снование лечебной силы зеленого цвета, как силы божественной. Зеленый называет перстом божьим и воспевает его: «О благороднейший зеленый, что коренится в солнце, / и освещает ясно/ круг зем­ного диска, / который не вмещает всего велико* лепия земного./ Ты, зеленый, окружен любовью, / силой сердечной божественного таинства». От­сюда уже недалеко до «Зеленого бога» — так на­зывает свой стихотворный сборник лирический поэт Вильгельм Леманн.

Сегодняшняя теология открывает заново эту сторону. Во все времена зеленый цвет связывал­ся с весной и праздником Пасхи. Вербное воскре­сенье напоминало о пальмовой ветви, держа ко­торую Иисус въехал в Иерусалим. В «чистый Чет­верг» еще и сегодня в некоторых регионах на стол ставят молодую зелень: шпинат или первые тра­вы — обычай, в котором смешивается языческая и христианская символика. Священный Грааль, который искал Парцифаль, изображается в виде чащи из изумруда или зеленого хрусталя, и сим­волизирует кубок, который Иозеф фон Ариматия наполнил святой кровью Христа: в живительную зелень была налита жертвенная кровь. Это свое­образный круговорот: фрукты черпают свой со­блазнительный красный цвет из зеленого, а затем кровь просачивается назад, в зеленое царство земли. Физиологически, из-за особого строения нашей сетчатки, красный и зеленый цвета связа­ны между собой точно так же, как и желтый цвет солнца и голубой небес. Ярко красная окраска на­шей взрывоопасной планеты должна быть нейт­рализована «зеленым» движением, возглавляе­мым комитетом, носящим название Greenpeace, что в переводе означает «Зеленый мир». Это дви­жение ведет мужественную борьбу со всеми бес­чинствами, творящимися в нашем «огненном мире»: с кислотами, выбрасываемыми в моря, с теми, кто занимается проведением атомных взры­вов на отдаленных от материка островах. Многие участники этого движения, ко всеобщему удив­лению, имеют «красное» прошлое. На их приме­ре мы можем убедиться, что когда человек осоз­нает действительную опасность, тогда один кон­трастный цвет переходит в другой, один энерге­тический принцип — в противоположный: крас­ный выжигает и изнуряет, а зеленый, напротив, охраняет и питает.

 

 

 

 

 

Экспрессивность и блеск смешанных цветов:

оранжевого, коричневогс фиолетового, белого, черного и серого

Оранжевый с полным правом можно назвать смесью красного и желтого цветов. Он объединяет в себе экспрессивные качества и того, и другого цвета и даже увеличивает их. В своем учении о цветах Гете писал: «Ни один цвет нельзя рассмат­ривать статично, так, благодаря затемнению и уплотнению желтому можно придать краснова­тый оттенок. Таким образом, в цвете повышает­ся содержание энергии, и полученный желто-красный цвет засияет еще светлее и ярче.

Все, что мы сказали о желтом, справедливо и для нового цвета, но уже в большей степени. Оранжевый дает нашему глазу ощущение тепла и блаженства, представляя все стадии тепла: от жаркого зноя до мягких лучей заходящего солн­ца... Приятное светлое чувство трансформирует­ся в трудно переносимое насильственное, которое мы испытываем, если смотрим на очень яркий оранжевый цвет. Активность представлена в нем со. всей своей энергичностью, и не удивительно, что энергичным или грубым людям этот цвет очень нравится».

Если необходимо повысить предупредительную или сигнальную способность какого-либо цвета,


то для этой цели больше всего подходит оранже­вый цвет, например, чтобы привлечь внимание водителей к работающим на дорогах, или к му-соросборщикам. «Оранжевый объединяет в себе сияние желтого и жизненную силу красного цве­тов», метко подмечает Ингрид Рид ель. Этот цвет считается праздничным, радостным, согреваю­щим цветом изобилия, что подчеркивает силу его солнечного света, теплую, активную энергию. Оранжевый всегда сияет ярче, чем все остальные цвета. Это — цвет кельтской богини молодости и любви, а индийские монахи и мальчики Бхаг-ван носят оранжевые одежды. Религия Бхагван обосновывает это тем, что «в мир приходит немно­го глупости», чему она сама и способствовала. В светло-оранжевом предстает перед нами богиня мудрости София. Этот цвет и восхитительный и отталкивающий одновременно.

Коричневый цвет земли и глины. У многих животных — коричневый мех, а наши пища и питье, в большинстве своем, тоже коричневые:

хлеб, торты, шоколад, кофе и чай. Не стоит за­бывать, что это также цвет животных и челове­ческих экскрементов. Как и оранжевый, корич­невый тоже символизирует непрерывную древ­нюю, но вместе с тем и примитивную, удобряю­щую жизненную силу, как почвенную, так и на­возную. Коричневая монашеская ряса является символом скупости, бедности и покорности. Но коричневый может содержать в себе и некоторую эротику, как в песне «Темно-коричневый орех» или в цвете кожи девушки-мулатки, прыгающей через кустарник. Коричневый может успокаи­вать, а может и удручать или подавлять.

Фиолетовый очень противоречивый цвет, в нем сталкиваются красный и синий, а значит, элементы спокойствия и активности, идеального и аффективного, земного и божественного. При этом, по мнению Генриха Фрилинга, фиолетовый имеет свою собственную, независимую от красно­го и синего цветов, ценность, подобно тому, как зеленый цвет имеет собственную ценность неза­висимую от желтого или голубого. «То, что цвет не носит ни древнего имени, ни признан как ос­новной цвет гораздо менее обуславливается его размытым характером, чем тем местом, которое фиолетовый цвет занимает в нашем сознании: он играет меньшую роль, чем, например, красный цвет или синий». Фрилинг не ассоциировал фио­летовый ни с областью мышления, ни со сферой чувств, а связывал его с медитацией, которую оп­ределял как «оценочную» силу, с помощью ко­торой, исходя из вещественно-конкретного, мож­но понять внутреннюю причину бытия и попы­таться понять внешние формы его проявления.

Так в церкви этот цвет воспринимается как связанный с литургиями, он выражает чувства страдания, покаяния, жертвенности. В одном из древних церковных песнопений поется: «Боже­ственное и человеческое начала воссоединились. Боже, как близок ты человеку!» Вот это и сим­волизирует фиолетовый цвет, объединяющий в себе большое количество разных значений. Гете считает его аллегорией дряхлой, отжившей ста

рости. Другие воспринимают его как «неразре­шенный конфликт /Геймендаль/. В нем объеди­няются хмель и забытье, он излучает меланхо­лию. Этот цвет рассматривается как своевольный и экстравагантный, цвет компромисса и меры, благоразумия и рассудительности. Особым обра­зом к нему относится мода. В то время как в не­которые эпохи фиолетовый и лиловый считались неприятными цветами, которые следовало избе­гать, другие, наоборот, находили их особенно ши­карными и очень стремились к тому, чтобы их но­сить. Благодаря удачному объединению противо­положностей, он хранит тайну, которую мы бес­сознательно чувствуем, и она заставляет нас за­думаться, обратиться к истокам. Ингрид Рид ель указывает на то, что фиолетовые цветы могут цвести почти круглый год: весной, как сирень или фиалки, а некоторые фрукты могут сохраняться и до поздней осени, как например разные сорта слив, красная капуста, баклажаны. Фиолетовый цвет отражается в окраске глубоководных живот­ных. Благодаря тому, что в нем уживаются раз­ные противоположности, этот цвет становится символом андрогинии (бисексуальности) и феми­нистского движения. Для Гете этот цвет симво­лизировал конец света, что, по его мнению, на­страивало на меланхолию, а не на веселье.

Белый также считается женским цветом, на­пример, платье и фата невесты — белые. Это — цвет начала, невинности и основа всех цветов. Но это и цвет полного совершенства, достигаемого в нирванне, где уже нет желаний. Духовенство высшего чина, папство появляется на службе в белом. Нам кажется, что выпавший только что снег символизирует чистоту и ясность. В этом качестве белый цвет используется в рекламе от­беливания, где внимание заостряется на способ­ности «чисто отстирывать». Таким образом рек­лама аппелирует к чувству вины человека. Все, что должно производить впечатление чистоты и стерильности, в прачечных и больницах, бывает обычно белого цвета и производит впечатление гигиены, безукоризненной белизны и чистоты.

Совершенство и мудрость, которых мы дости-^ гаем в результате зрелости и возраста проявля­ются в серебре седых волос и, наконец, в белом саване. В Корее, Индии, на островах Борнео и Яве, в Китае носят белые траурные одежды, а к могилам несут белые цветы, которые символизи­руют чистоту и невинность: цветущие вишневые ветви, одуванчики, маргаритки, лилии, кувшин­ки или эдельвейсы. Не только на свадьбу, но и на крестины, конформацию, первое причастие надевают белые одежды. Белый может быть и ничего не выражающим цветом, потому что по сути он не содержит в себе никакого цвета. Он просвечивает через все предметы и как бы осве­щает их, но содержится в каждом цвете. Пара­доксальность его заключается в том, что он мо­жет соединять в себе совершенную полноту и аб­солютную пустоту, в некотором роде сумму всех цветов, «их начало и завершение одновременно» (Ингрид Ридель). Его также трудно определить, как и простые символы плодородия, а именно яйца и молоко, муку и соль, которые являются  животворными и также белого цвета.

Черный, напротив, цвет ночи и смерти, в нем жизнь как бы прекращается. В этом отношении наш траурный черный цвет содержит намного больше безнадежности, чем на Востоке — белый. Черный воплощает силу мрака и разрушения, олицетворяет отрицание всего живого и повседневного. Например, черные мантии профессоров, судей и адвокатов, черные рясы пасторов выра­жают серьезность ведомств и институтов, которые должны соблюдать объективность, независимо от различных событий или мнений, и олицетворять независимую ни от каких факторов последова­тельность права и морали. В то же время, черный символизирует и запретное: черную работу, спе­куляцию или черный рынок, кошмарный (чер­ный) сон, черную душу, черную магию. Если тебя застанут за каким-нибудь из этих дел, твое имя будет очернено. Кандинский писал о черном: «С этим цветом у меня возникает созвучие с той пу­стотой, которая наступает после угасания разу­ма и которая напоминает мне вечное молчание, лишенное будущего и надежды». Черный — са­мый интенсивный и насыщенный цвет, полный тайн, цвет первозданного хаоса и бессознательно­го, цвет ночи, волшебства, цвет подземного цар­ства. Ему подвластны и счастье, и несчастье, и рок — ведь существуют суеверные представления, что черная кошка или трубочист приносят несча­стье: что заставляет нас избегать встречи с чер­ным человеком? Серый — цвет, содержащий в себе все возмож­ные полутона от светлого, чисто белого, до насы­щенного, смоляного черного, но вместе с тем это и цвет скуки: «Сера, мой друг, — теория/ но дре­во жизни вечно зеленеет», — еще раз приведем цитату из «Фауста» Гете. Серый находится как раз посередине между контрастными цветами. Его могут видеть даже дальтоники. Он, как мы уже говорили, располагается в середине цветового спектра, и, как и остальные цвета, имеет два ас­пекта в восприятии. Серый цвет является в выс­шей степени нейтральным: безразличный, сухой, невыразительный. Пожалуй, только зола может воплощать в себе всю безжизненность серого цве­та. Все цвета, все страсти гаснут в нем. Однако, если его рассматривать в качестве свидетельства возраста, то, по сравнению с сединой, которую можно считать наградой, он носит совсем иной характер. Серый — это ничто, и он ничего не скрывает, у него нет ни внутреннего, ни внешне­го проявления, все в нем как бы умерло. Поэтому кажется, что серый не выразителен, но именно в этой невыразительности и заключается смысл. Если говорить о цифрах, то его можно было бы сравнить с нулем. Очень хорошо виден характер серого цвета в описании Парижа, составленного послом и знатоком Франции Вильгельмом Гаузен-штейном: «Это могло звучать также и печально, но серый восхищает, он — чистое благородство, несметное богатство, так как в сером отражают­ся все предположения и реальность самой совер­шенной палитры. Художники прекрасно знают, что серый можно получить, смешав все основные цвета... Использование серого воздействует не только на восприятие человеком цвета, но и на его вкус вообще. Он вызывает утонченность вся­кого вида: утонченность формы и жеста, утончен­ность глаза, а также утонченность всех чувств.

Таким образом, в самом этом цвете есть про­тиворечивая возможность быть истолкованным, как цвет, который ничего не содержит и в то же время содержит все. Это — цвет сумерек, и ут­ренних и вечерних. Тот, кто просыпается после долгого глубокого сна и видит за окном сумерки, пожалуй, не сразу смог бы установить время су­ток. В природе серый встречается очень редко. Только если небо или море теряют свой обычный, естественный голубой цвет, они становятся для нас серыми, покрытыми облаками и туманом. В связи с этим мы чувствуем боль разлуки и мелан­холию серой печали. Тогда все нам кажется се­рым и воспринимается нами в серых тонах, вы­ражая таким образом наше дурное настроение или скуку.

Мы говорим, что нам предстоит серое будущее, и только высшее облагораживание этого серого — серебро, способно улучшить наше настроение. В этом случае мы видим проблески надежды на горизонте в виде светлых серебрянных полос. Основное восприятие жизни и радуга цветов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты на цвет и их значение

Неоднократно предпринимались попытки объек­тивно проанализировать отношения между чело­веком и цветом с точки зрения выразительности и отразить их в тестах.

Тест означает экзамен, проверку. Задачей пси­хологических тестов является выявление харак­тера и сущности человека с помощью достаточно надежных методов, косвенным путем и в то же время сравнительно быстрым способом. Методы теста должны выбираться в соответствии с задача­ми: чем больше требуется информации о личнос­ти, тем шире и объемнее должна быть методика теста. Чем конкретнее сформулированы вопросы, предназначенью для выявления определенных способностей и способов их выражения, например пространственное воображение или способность мыслить абстрактно, тем целенаправленнее и точ­нее будет такой тест.

Если действительно, — собственно говоря, из этого мы исходим, — цвета отражают поведение и сущность человека, а предпочтение какого-либо одного цвета или комбинации различных цветов свидетельствует о душе и характере, тогда цвета можно использовать в качестве инструмента для исследования внутреннего мира человека и пси­хологической диагностики. Но здесь мы будем го­ворить не о детальном соответствии между отдель­ными цветами и чувственными и духовыми функ­циями, имея в виду определение приблизитель­ного объема способностей человека, исследования примерной работоспособности, но о целостном по­нимании личности, которая отражается в выбо­ре цвета.

Поэтому методы тестов называются проекци­онными. С их помощью должна охватываться вся целостная психическая структура с учетом ее более глубинных бессознательных уровней. Такие тесты проводятся следующим образом: исследуе­мому предлагается недиференцированный на­глядный материал, человек совершает выбор и, возможно, аргументирует его. Типичными приме­рами проекционных тестов является известный тест Роршаха или Тематический апперцепцион­ный тест (ТАТ). В тестах Роршаха исследуемому человеку предлагаются расплывчатые фигуры, изображенные в виде клякс и пятен черного, серо­го и красного цветов, которые он должен объяс­нить, исходя из своих ассоциаций. Эти толкова­ния делают возможными выводы о личности ис­следуемого, и притом, по Эвальду Бому, как о ду­ховных, так и движущих ими глубинных струк­турах человека. Человек, экзаменуемый по ТАТ интерпретирует фотографии и составляет к ним рассказы. Эти фотографии изображают повсед­невные, интимные и близкие нам жизненные ситуации, в которых каждый человек может не место в проекционном тесте. Однако, по прежне­му сохраняется потребность в объективности и сопоставимости, в сохранности перенесенного значения и в аналитической детализации.

Результатом этих усилий является широко известный тест на цвет Пфистер-Хейс-Хилтман-на, с одной стороны, а Люшера — с другой. Пос­ледний в своей ставшей бестселлером книге, ис­ходит из цветовых рядов, которые простираются от положительного полюса до отрицательного, для чего он сознательно ограничивает себя че­тырьмя основными цветами. В следующей кни­ге, имеющей название «Человек четырех цветов» он связывает свою теорию цвета с Кантовским учением о категориях с этическими и эстетичес­кими размышлениями, которые перевоплощают­ся в смелую фантастику и могут стать полезны­ми только в относительной степени. Только вы­бор основных цветов и наделение их известным содержанием дают безупречную картину. Иска­женные цвета на листах его теста ведут к оши­бочным результатам.

Намного лучше и многостороннее тест с пира­мидами Пфистера: 24 цветных пластинки чело­век должен склеить в виде показанной ему сту­пенчатой пирамиды. Она должна отражать эсте­тические и индивидуальные приоритеты. Эту операцию необходимо проделать несколько раз так, чтобы получилось несколько отличных друг от друга пирамид. Таким образом, можно сделать различные выводы, например установить цвет, который выбирается наиболее часто, узнать как распределяются красочные слои, есть ли осевая симметрия, имеются ли крапинки, какие цвето­вые комбинации используются и т.д. При этом принципы толкования цветовых и пространствен­ных символов сливаются одни с другими. Также находят свое воплощение и полярно-диалектические размышления о контрастных цветах и допол­нительных душевных силах: вторую пирамиду можно обычно противопоставить первой. Одна пирамида представляет собой мгновенную реак­цию, утверждающую: уж таков человек. Другие воплощают в себе идеалы, тоску и своеобразную картинку-девиз: таким он хочет быть. Одна пи­рамида раскрывает то, что лежит на поверхнос­ти, а другие — то, что спрятано и подавляется всеми средствами, какими только возможно.

Менее известным, но возможно самым плодо­творным, является тест Фрилинга. Он основан на 23 избранных цветах, которые комбинируются в одно «цветовое зеркало» и представляются лю­дям, участвующим в опыте, выбирающим или отклоняющим их.

При этом во внимание принимаются переход­ные цвета, оттенки цвета, ньюансы и комбинации. Этот тест проводится более простым и убе­дительным способом по сравнению с другими из­вестными тестами, которые мы поэтому здесь не приводим. Тестом же Фрилинга, представленном в его книге «Цветное зеркало» (Геттинген-Бер-лин-Франкфурт, 1955), легко пользоваться и про­водить оценку. Приводим полученные результа­ты. Даже если отдельным цветам отдавались место в проекционном тесте. Однако, по прежне­му сохраняется потребность в объективности и сопоставимости, в сохранности перенесенного значения и в аналитической детализации.

Результатом этих усилий является широко известный тест на цвет Пфистер-Хейс-Хилтман-на, с одной стороны, а Люшера — с другой. Пос­ледний в своей ставшей бестселлером книге, ис­ходит из цветовых рядов, которые простираются от положительного полюса до отрицательного, для чего он сознательно ограничивает себя че­тырьмя основными цветами. В следующей кни­ге, имеющей название «Человек четырех цветов» он связывает свою теорию цвета с Кантовским учением о категориях с этическими и эстетичес­кими размышлениями, которые перевоплощают­ся в смелую фантастику и могут стать полезны­ми только в относительной степени. Только вы­бор основных цветов и наделение их известным содержанием дают безупречную картину. Иска­женные цвета на листах его теста ведут к оши­бочным результатам.

Намного лучше и многостороннее тест с пира­мидами Пфистера: 24 цветных пластинки чело­век должен склеить в виде показанной ему сту­пенчатой пирамиды. Она должна отражать эсте­тические и индивидуальные приоритеты. Эту операцию необходимо проделать несколько раз так, чтобы получилось несколько отличных друг от друга пирамид. Таким образом, можно сделать различные выводы, например установить цвет, который выбирается наиболее часто, узнать как распределяются красочные слои, есть ли осевая симметрия, имеются ли крапинки, какие цвето­вые комбинации используются и т.д. При этом принципы толкования цветовых и пространствен­ных символов сливаются одни с другими. Также находят свое воплощение и полярно-диалектические размышления о контрастных цветах и допол­нительных душевных силах: вторую пирамиду можно обычно противопоставить первой. Одна пирамида представляет собой мгновенную реак­цию, утверждающую: уж таков человек. Другие воплощают в себе идеалы, тоску и своеобразную картинку-девиз: таким он хочет быть. Одна пи­рамида раскрывает то, что лежит на поверхнос­ти, а другие — то, что спрятано и подавляется всеми средствами, какими только возможно.

Менее известным, но возможно самым плодо­творным, является тест Фрилинга. Он основан на 23 избранных цветах, которые комбинируются в одно «цветовое зеркало» и представляются лю­дям, участвующим в опыте, выбирающим или отклоняющим их.

При этом во внимание принимаются переход­ные цвета, оттенки цвета, ньюансы и комбина­ции. Этот тест проводится более простым и убе­дительным способом по сравнению с другими из­вестными тестами, которые мы поэтому здесь не приводим. Тестом же Фрилинга, представленном в его книге «Цветное зеркало» (Геттинген-Бер-лин-Франкфурт, 1955), легко пользоваться и про­водить оценку. Приводим полученные результа­ты. Даже если отдельным цветам отдавались не нравятся. Вы живете для себя, но часто принимаете сердечное участие и в судьбах других. Если одновременно Вам нравятся розовый или лиловый цвета, то Вы часто бываете одиноки, и иногда на Вас смотрят как на чудака.

Вы стремитесь улучшить окружающий Вас мир, и у Вас есть свои идеалы. Однако Вам не хватает твердости, чтобы энергично воп­лотить эти замыслы в жизнь. Внутренне Вы очень мягкий человек, даже несколько чув­ствительный.

Если Вам нравится и серый цвет, то у Вас могут быть нереализованные мечты и жела­ния. Если Вы неравнодушны к розовому или фиолетовому, то при оценке вещей собствен­ные чувства имеют для Вас большое значе­ние. Втайне Вы верите в магию и потусторонние силы.

Вы часто страдаете от тоски по родине, и тогда мысленно охотно возвращаетесь в про­шлое, всецело владеющее Вашими помыс­лами.

Оливковый

Вам очень нужно иметь кого-нибудь рядом, но тем не менее, Вы очень цените незави­симость, придавая ей очень большое значе­ние в жизни. Вы любите чувственные на­слаждения. Вы выступаете за гармонию и порядок, а бесцеремонность и грубость не­свойственны Вам. Именно поэтому в Вас накапливается напряжение, которое време­нами Вы вытесняете в сферу бессознатель­ного. Зависимость от настроения часто ме­шает Вам и Вы сожалеете о неправильных поступках, которые неосмотрительно совер­шаете. Слишком много размышляете о себе, что мешает Вашему усердию. В основном, Вам немного не хватает стимула. Не позволяя себе хотя бы немного прояв­лять подавляемые чувства, Вы бываете ве­селым и беззаботным; на Вашем лице все­гда можно увидеть улыбку и с Вами всегда приятно общаться.

Вы предъявляете к жизни определенные требования, но при скромных доходах мо­жете жить вполне благополучно. А благода­ря чувству такта многим сможете оказать хорошую услугу.

Зеленый

Если Вам больше нравятся холодные тона, значит по натуре Вы — скептик. Для Вас важнее всего видимое и ощутимое. Если Ваши симпатии распространяются одновременно и на теплые тона, тогда Вы близ­ки к эмоциональному типу женской нату­ры. Ваши чувства касаются только тех пред­метов, которые Вас интересуют. Если Вы — женщина, значит обладаете прекрасными способностями к семейной жизни и любая профессия, связанная с общением с людьми, Вам подходит. Чувство предосторожности никогда не покидает Вас. Даже если Вы мужчина, Вы тоже проявляете определен­ную осторожность.

Если Вам нравится и тон, близкий фиоле­товому, то значит Ваше стремление к безо­пасности основывается на страхе. Вам очень трудно переделать самого себя, особенно если Вам также нравятся оливковый или оранжевый цвета.

Бирюзовый/зеленовато-голубой/

Вы не сразу открываетесь окружающим Вас людям, поэтому никто не знает, что с Вами происходит. Вы не охотно позволяете втис­нуть себя в рамки заданной схемы, Вы не придерживаетесь законных обязанностей. У Вас много художественных и технических идей, которые Вы отстаиваете. Благодаря практическому складу ума обладаете даром изобретения; при соответствующем таланте можете стать хорошим актером. В любов­ных отношениях не обращаете внимания на условности. Разного рода спекуляции и ин­триги могут быть опасными для Вас. Вы от­лично умеете скрывать свои чувства, и по­этому никто не догадывается, что на Вас тоже иногда обрушиваются удары судьбы.

Голубой

При внешней опасности Вы сохраняете спо­койствие, всегда готовы помочь другим, из-за этой готовности помочь Вас любят люди. Эта готовность выслушать и помочь базиру­ется на Вашем умении точно и объективно оценивать положение вещей. По этой же причине Вы любите общаться. Вы всегда требуете для себя чего-то особенного. Час­то чувствуете себя непонятым и замыкаетесь в мире своих желаний и грез. Если Вам не нравятся фиолетовые и теплые тона, значит Вы можете быть нетерпимы и сверхчувстви­тельны. Во многих случаях мыслите конк­ретно и конструктивно. Если у Вас одновре­менно есть склонность к коричневому, тог­да Ваши способности проявятся в исследо­вании природы или в качестве преподавате­ля. Вы — усердны и точны до мелочей, даже если стараетесь уйти от самого себя. Если Вы любите желтый, то Вам не избежать частых ошибок и разочарований в людях. Вы не обладаете необходимым чувством реаль­ности. Поэтому часто попадаете впросак. Но тем не менее Вы всегда снова встаете на ноги там, где другие о тчаялись бы.

Небесно-голубой

В Вас объединяется тоска по родине с жела­нием увидеть далекие края. Вы хорошо себя чувствуете, если находитесь в безопасности. В Вас сильно развито чувство ответствен­ности. Ваше неприятие отдельных людей мо­жет быть почти физическим. Только немно­гим Вы открываете свою душу. Часто этот цвет становится любимым вследствие несчастного случая, болезни или какого-то пере-  житого шока. Вы охотно полностью отдае тесь чему-либо и наслаждаетесь этим чув ством самоотдачи. Вы даже можете отдавать ся чему-либо вплоть до фанатизма. Добить ся признания можете только прилагая боль шие усилия. Часто желаете большего, чем можете получить. Однако умеете скрывать свои слабости. Ваша реакция противоречи ва: выступаете смело, даже если внутренне не уверены в себе; проявляете терпение, если даже не в состоянии больше терпеть.

 Ультрамариновый

Вы мыслите разумно и зачастую целенап­равленно. Если Вам нравится еще и желтый цвет, у Вас есть идеалистические причины для того, чтобы стремиться к власти. Если в то же время Вы предпочитаете оранжевый, то сознательно контролируете свое поведе­ние, поступки и манеру выражаться. Если же в качестве второго цвета выбирае­те красный или оранжево-красный, то это говорит о том, что Вы умеете хорошо рас­считывать свое влияние на окружающих, однако, с другой стороны, Вас можно на­звать человеком, отличающимся скрытой страстностью.

Вы — человек чувственный, откровенный. В общем, Вас считают честным и верным че­ловеком, на которого можно положиться. Вы охотно уединяетесь, но тем не менее, в Вашем обществе приятно находиться. Вы уме­ете с воодушевлением поддерживать беседу. Если Ваш второй любимый цвет — фиоле­товый, то можно предположить, что Вы бу­дете открыты искусству и религии. Если больше Вам нравится цвет лаванды, то у Вас есть талант писателя, и вы связаны с высо­кими идеалами.

Вы — натура одухотворенная, но в то же время глубоко сентиментальная и одинокая. Вы можете легко отказаться от собственных интересов и готовы поделиться своими зна­ниями с другими. Если у Вас возникают симпатии к светло-голубому это значит, Вы могли бы стать хорошим учителем.

 Фиолетовый

Вы обращены внутрь себя, но Вас нелегко выбить из седла ударами судьбы. Они, на­оборот, закаляют Вас. Вы — чрезвычайно беспокойный человек, что может компен­сировать только ваша работоспособность. Если Вы одновременно любите и желтый цвет, значит, пребываете в вечных поис­ках, предрасположены к неврозам и стра­ху. В этом состоянии Вы можете быть не совсем честным, не осознавая этого и не имея злого умысла. Потом Вы пытаетесь оправдать себя. По отношению к собствен­ной персоне Вы иногда сентиментальны, а иногда хладнокровны. Даже если в душе Вам очень плохо, то внешне Вы постараеставлениям или ощущениям, поэтому Вам очень близки области магического и мис­тического.

Если Вы любите оливковый цвет, то Ваши-оценки всего происходящего в значительной мере определяется Вашим физическим со­стоянием. Если в то же время Вам нравят­ся коричневый, холодные или некоторые пастельные тона, тогда Вы склонны к исте­рии. В Вас живет страх, и Вы никогда пол­ностью не освобождаетесь от него. Это осно­вано на Вашей неспособности освободится от аффектов.

Внешне Вы кажетесь спокойным, добрым, дружески расположенным человеком, но редко бываете счастливы. В Вашем пред­ставлении любовь должна быть чем-то нео­бычайным и исключительным. Если лиловый цвет нравится детям, то за­частую они доставляют родителям много хлопот. Они очень часто сильно страдают от потерь или утрат и не отличаются хоро­шим здоровьем. Нередко проявляют замк­нутость, обусловленную духовными причи­нами или особенную чувствительность, ко­торая выражается в удивительных способ­ностях к музыке.

Розовый

Вас очень занимает Ваша внутренняя жизнь, Вы всегда очень женственны. Однако, Вы как бы разделены на две части. С одной стороны, это жизнь в соответствии с Вашими чувства­ми, в то время как с другой, находятся Ваши желания и поступки. Вы часто чувствуете себя одиноким и непонятым, и считаете, что это состояние не изменится, и Вы всегда бу­дете духовно одиноки. Если Вам не нравятся голубой или красный, значит Вы будете строить сами Ваш соб­ственный мир, при этом не исключено, что Вы станете чудаком, особенно если любите серый цвет или пастельные тона. У Вас есть также предрасположенность к нервному истощению.

Вам нравится необычное. Вы любезны и доб­родушны. Вместо того, чтобы претворить в жизнь свои собственные желания и цели, Вы отступите от них и сделаете одолжение кому-нибудь другому. Это особенно часто встреча­ется среди женщин. Мужчины, предпочита­ющие розовый цвет, обнаруживают странно­сти еще в большей мере, чем женщины. К их позитивным качествам можно отнести само­обладание и разумную сдержанность. Если же мужчины чувствуют, что их не понима­ют, они начинают притворяться, что нужно расценить как негативное качество. Некото­рые мужчины настолько стеснительны, что это принимает болезненные формы. Влюб­ленность мужчин во все мягкое, круглое и изящное часто кажется странной, в то же время со стороны женщин это воспринима­ется совершенно естественно.

Красный

Вы всегда знаете к чему стремитесь, обла­дая способностью глубоко чувствовать. Вы прежде всего от самого себя требуете упор­ства и полной отдачи, к своей жизни тоже предъявляете определенные требования. Если Вам нравится ультрамариновый или голубой, Вы обладаете хорошим мышлени­ем. Сомнения и фантазии преследуют Вас меньше, чем тех, которым не нравятся хо­лодные тона. Если Вам также нравится жел­тый, то в Вас заложен необычайный талант схватывать все на лету, Вы изобретательны и сразу правильно оцениваете все возмож­ные варианты в данной ситуации. Свой­ственное Вам чувство юмора помогает пере­жить черные полосы в Вашей жизни. Вам легко понять чувства других людей. Вы об­ладаете прекрасной психологической спо­собностью постигать сущность вещей и по­нятий. Ваш внутренний мир проявляется в эмоциях. При этом Вы часто полны энтузиаз­ма. Но если не находите нужного отклика, Вас это ранит, и Вы холодно даете отстав­ку тем, кто Вас больше не интересует. Вы всегда находитесь в центре событий и по­этому ревниво относитесь к появлению со­перника. Если Вы — женщина, то любите мужчин, превосходящих Вас, потому что у Вас нет уверенности, что и дальше Вы бу­дете ощущать себя активной. Вы сильны и темпераментны, и Вам нужен кто-то, кто еще сильнее Вас. Не всегда Вы достигаете поставленной цели, так как часто Ваши тре­бования слишком велики. Из-за этого Вы часто бываете не в духе, что приводит к рез­ким переменам в настроении.

Красновато-оранжевый

На раздражения Вы реагируете очень силь­но, Вы откровенны, а иногда, может быть, даже слишком откровенны. Это особенно проявляется, если Вам нравятся серый и фиолетовый цвета. В своих отношениях с людьми Вы больше прислушиваетесь к чув­ствам, а следовательно, и о людях судите, во многом опираясь на свою интуицию. Что бы Вы не оценивали, Вы будете руковод­ствоваться собственными чувствами и ощу­щениями.

Если Вам не нравится фиолетовый цвет, то Вам приходится прилагать много усилий, чтобы отстоять свои принципы и убежде­ния. Но чаще под влиянием уговоров согла­шаетесь с несвойственными Вам традицион­ными оценками. Больше всего это характер­но для человека, не симпатизирующего хо­лодным тонам. В этом случае при оценке какого-либо дела Вы даже не всегда бывае­те честны сами с собой. Внешнее очарование очень сильно определя­ет Ваше мышление, Вы скорее согласитесь с мнением других, чем попытаетесь обосно­вать свое собственное, тем не менее, иногда бываете довольно вспыльчивы, если у Вас нет эмоционального стимула. Это особенно характерно для людей, не признающих па­стельных тонов. Если Вы делаете что-то в состоянии аффекта, Вы позднее всегда со­жалеете об этом. Если то, что Вы внушили себе оказалось недостижимым, то Ваше на­строение портится сразу же и Вы все-таки отступаете от задуманного. Для Вашей на­туры характерны частые перемены в настро­ении, начиная с «радостного ликования» и заканчивая «огорчением до смерти». Вы энергичны и неутомимы, часто тщеславны и ревнивы. Только в том случае, если Вас обуревают сильные чувства, Вы способны на большие дела. Без зависти Вы признаете духовное превосходство другого человека, если только он воспринимается Вами как позитивная личность. В случае, если Вы не признали кого-то, у вас появляется желание проявить по отношению к нему свою власть. Если Вам не нравятся холодные тона или коричневый цвет, значит Вы склонны к ра­сточительству. А если любите фиолетовый, то столкнувшись с трудностями, можете искать утешения в спиртных напитках или других наркотических средствах. Это иног­да начинается с хронического потребления кофе и приводит к не менее хроническому алкоголизму. Особенно часто по этому пути идут люди, для которых эротика не утрати­ла значения.

 Оранжевый

Сердечная теплота, прямота и чувство со­страдания характеризуют Вас. Чувство со­страдания Вы хотели бы видеть и в других, и никогда не станете его замалчивать. Если вы женщина, не скрываете своего шарма, который сознательно используете для вли­яния на мужчин. Если Вы мужчина, то яв­ляетесь безупречным воплощением муже ственности.

Женщина, которая предпочитает оранже­вый цвет всем другим, может быть самосто­ятельной, но при этом она испытывает силь­ную потребность быть любимой. Как в бра­ке, так и в работе Вы отдаете себя без ос­татка. Иногда эта постоянная самоотдача выглядит как беспокойство, что также ска­зывается и на мужчинах. Если дополнитель­но Вы предпочитаете коричневый цвет, это стремление, возможно, переходит в желание любой ценой добиться успеха в обществе и сопровождается честолюбием. Вы прекрас­но можете оценить предложенные Вам воз­можности и умеете их использовать. Вы легко ориентируетесь в новых ситуациях, а на работе чаще всего занимаете руководя­щий пост или высокую должность.  Если Вам к тому же нравится бирюзовый или пурпурный, тогда Вы обладаете, в ос­новном, способностями к искусству и мо­жете стать хорошим музыкантом или ак­тером, однако не исключено, что судьбой Вам предписано заниматься кустарным производством или ремеслом.

Охра

Вы обладаете открытым, глубоко сострада­тельным характером. Вы не ставите перед собой трудно выполнимых задач и целей, а материальные и духовные ценности выдви­гаете на первый план. Со стойкостью и хлад­нокровием справляетесь с трудными ситуа­циями. Вы отличаетесь солидностью, трез­вым мышлением, рассудительностью и хо­рошей работоспособностью, но все же, Вам не хватает темперамента. Вы экономны и отличаетесь умением планировать. Ваше по­ведение можно назвать скорее сдержанным, но если Вам что-то нужно, то Вы можете быть очень настойчивы, хотя внешне каже­тесь скорее мягким по натуре человеком. Если Вам нравятся и зеленые краски, в Вас накапливается эмоциональное напряжение, которое не сразу находит выход и в дальней­шем приводит к проявлению сильных реак­ций, что удивляет окружающих. Иногда та­кие срывы имеют неблагоприятные послед­ствия для Вас и для окружающих Вас людей. Вы охотно поддерживаете других и оказы­ваете им помощь, поэтому Вас могут легко использовать. Вам необходимо чувствовать себя в безопасности и быть любимым. Кро­ме всего этого, Вы очень привязаны к сво­ей родине.

Коричневый

Вы прочно стоите на ногах, объединяя в себе и разумное и эмоциональное начала. Вы де­ловиты и практичны, кроме того Вы всегда готовы постоять за свою родину, честь и се­мью, если им угрожает опасность. В то вре­мя как Вы оказываете стойкое сопротивле­ние своим врагам, Вы очень добры и любите своих близких. Вы спокойно идете навстре­чу своей судьбе, и к целям, поставленным Вами себе, Вы продвигаетесь с уверенностью. В вашей жизни бывают удары судьбы, иног­да возникают препятствия разного рода, но Вы умеете скрыть их от Вашего окружения. Вы не фантазер и не отвлеченный мысли­тель. Ваше мышление направлено на реаль­ные, достижимые цели, на стабилизацию отношений, а также на достижение постав­ленных ранее целей. Дружба имеет для Вас большое значение, и здесь на Вас можно положиться. Вы обладаете способностью служить стоящему выше Вас по службе, но все же больше любите самостоятельность и собственное поле деятельности.

Темно-коричневый

Для Вас характерны такт и скрытность. Вы обладаете проницательным умом. Благода­ря хорошей наблюдательности и надежно­му инстинкту используете окружающих Вас людей и занимаете благодаря этому важные ответственные посты. Вы всегда готовы помочь, и слово «родина» для Вас отнюдь не пустой звук. Все Ваше имущество Вам до­рого, и Вы постоянно пытаетесь его приум­ножить. Вы — серьезный и основательный человек. Вам легко удается видеть челове­ка насквозь. Вы придаете значение только истинным ценностям.

Серый                           

Вы руководствуетесь вечными ценностями. У Вас изысканный, ярко выраженный вкус. Другим трудно понять Вас, так как Ваш внутренний мир закрыт для них. Часто Вы считаете, что окружающие просто не способ­ны понять Вас. Многое, что мешает Вашим отношениям с людьми, вы оттесняете в об­ласть бессознательного. Тем не менее, в со­стоянии сами регулировать дистанцию. Вы реалистично оцениваете свое окружение и не поддаетесь ни чувствам, ни лозунгам. Ваш противник не знает, к чему он должен готовиться, и ему не удастся узнать ни об одной из Ваших тайн. Жещины, предпочитающие этот цвет, скром­ны, очень рассудительны и обладают тео­ретическим складом ума. Они обладают блестящим умом, но сердце зачастую быва­ет пустым.

 Черный

Только во взаимосвязи с другими цветами можно понять Ваш характер. Черный цвет означает упорство, принуждение и даже кон­фликт. Однако, если кроме черного Вам нра­вится еще какой-нибудь цвет, например крас­ный или синий, черный приобретает новое значение. Если смешать черный с красным, получится новый темно-красно-коричневый цвет. В этом случае Вы являетесь скорее че­ловеком разума, чем человеком, прислуши­вающимся к голосу чувств, а кроме того, Вы — очень дисциплинированны. Если Вам нравятся и холодные тона, к при­меру оттенки зеленого, фиолетового, желто­го или синего цветов, значит Вы страдаете от тяжести навязчивых идей или конфлик­тов, которые могут постепенно накапливать­ся, создавая опасность самоубийства. Черный может быть истолкован и как сим­вол борьбы и стойкости. Охотнее всего Вы полагаетесь на самого себя. Вера, равно как и суеверие не много значат для Вас.

Белый

Вы спасаетесь бегством в свой собственный мир иллюзий, которые считаете вполне ре­альными. Ни внешние признаки, ни опыт не в состоянии убедить Вас, что этот иллю­зорный мир может легко рухнуть. Чаще всего это бывает началом как физического, так и духовного крушения. Но это угрожа­ет тем, кто признает только белый цвет. Если Вы наряду с белым любите и другие цвета, значит живете в мире иллюзий и пытаетесь убежать из реального мира, а реаль­ность, напротив, считаете бессмысленной. Иногда в белом цвете выражается желание забыться. Тяжелые напряжения или нега­тивные переживания стремитесь вытеснить из своей памяти. Но только отказаться от самого себя Вы не можете.

Если Вы полностью отклоняете какой-нибудь цвет, то это, конечно же, тоже может о чем-то говорить. Поэтому для таких отдельных цветов был составлен отрицательный каталог, в котором цвета располагаются в той же самой последова­тельности.

• Желтый

Вы обладаете ярко выраженной способно­стью тонко чувствовать. Если женщина не симпатизирует желтому цвету, то это ука­зывает на одиночество и горечь ее жизни.

• Салатный

В Вас заложена тяга к таинственности, во многом Вам самому трудно понять себя. Вы долго находитесь под воздействием гнева, Особенно если Вам нравятся теплые тона.

 Цвет майской зелени

Если вы отвергаете также все остальные от­тенки зеленого цвета, то можно было бы предположить, что Вы толстокожий человек. Если при этом отдаете симпатии оливковому цвету, тогда Вы претендуете на самосто­ятельность.

Неприятие оттенков зеленого у женщин указывает или на наличие трудностей в воп­росе партнерства, или на полное отрицание эротики.

• Светло-зеленый

Вы во всем ищете ясность, надежность, оп­ределенную форму и стремитесь к здоровой чувственности.

• Оливковый

Вам хочется выражать свою сущность сво­бодно, и поэтому Вы не принимаете любое притеснение. Если Вам нравятся еще и крас­ный или красновато-оранжевый, это значит, что Вы не всегда объективно оцениваете дру­гих, но не боитесь быть самокритичным.

е Бирюзовый

В своем окружении Вы ищете поддержки и охотно используете опыт других людей. А женщины особенно стремятся к надежности в браке. Однако на самом деле Вам страш­но серьезно задуматься о самом себе.

• Голубой

Вы неутомимо продвигаетесь вперед, при этом полностью отвергаете постороннее вме­шательство. Вы чувствуете, что близкие люди Вас не понимают.  Небесно-голубой

Вам импонирует все простое и понятное, и Вы охотно добираетесь до сути вещей. Вы знаете, чего хотите, и не поддаваясь ни на чьи уговоры, остаетесь верными своим прин­ципам.

• Ультрамариновый

Вы испытываете чувство внутреннего напря­жения, возможно, что причиной этого явля­ется утрата и перенесенные страдания. Ча­сто Вы можете превозмочь зависть.

• Фиолетовый

Вы ищете утешение в реальном мире, так как с прошлым Вас связывают тяжелые вос­поминания, от которых Вы хотите уйти, даже если временами прошлое было пре­красным.

• Пурпурный

Ваше отношение к жизни очень серьезное. Вы хотели бы преодолеть чувство самоуве­ренности и поэтому противитесь высокоме­рию, которое Вам свойственно.

• Лиловый

Важнее всего для Вас Ваш собственный вкус. Для Вас также очень важно, чтобы другие серьезно воспринимали Вас. Вы от­личаетесь интеллектом или способностью  глубоко чувствовать. Разрывы или утраты Вам хочется поскорее забыть, чтобы не стра­дать, переживая их заново.

• Розовый

Вы боитесь показаться сентиментальным или мягкотелым. Мужчины надеются на свое «мужское» обаяние. Женщины горды и имеют склонность к деятельным гордым мужчинам.

 Красный

Ваша душа испещрена глубокими, неосоз­нанными ранами, которые приводят иног­да к мании преследования.

• Красно-оранжевый

По причине эротических разочарований, возможно, Вы стали одиночкой. Вы сами бо­итесь своих эмоциональных срывов, что иногда можно объяснить ранними разочаро-ваниями в сексуальной жизни.

• Оранжевый

У мужчин неприятие оранжевого цвета может свидетельствовать о комплексе неполноценно­сти, связанным с областью секса. Часто по­следствия проявляются в неполноценной по­ловой жизни или даже полном отказе от нее.

• Охра

При одновременной симпатии к холодным цветам. Вы — холодный человек, способный умело скрывать свои чувства. Вы тоскуете по еще неизвестным Вам далям и не очень-то привязаны к своей родине.

 Коричневый

То же самое, что и при неприятии цвета охры. Вы страдаете от недостаточной ста­бильности вашего физического состояния и поведения. Если духовный груз становится для Вас слишком невыносимым, начинаете болеть или создаете необходимое равнове­сие, уходя в работу.

• Темно-коричневый

Вы боитесь не справиться. Вы не отличае­тесь крепким здоровьем, но не всегда знае­те об этом. В общем, Вы — веселый чело­век, который охотно смеется и не позволя­ет другим отравить себе радость. Вы охот­но следуете поставленным Вами целям, од­нако Вам нужно чаще обращать внимание на свое слабое физическое здоровье.

• Серый

Вы сторонитесь окольных путей и всегда действуете прямо, дипломатические уловки Вам чужды. Трудности на своем пути Вы легко преодолеваете.

• Черный

Этот цвет — сигнал страха. Вы избегаете как принуждений, так и прочных связей, желая избежать любой зависимости, от лю­дей, от родины или от своих печалей.

Белый

Реальные ценности играют в Вашей жизни наиболее важную роль. Их утрату Вам было бы трудно пережить. Вы знаете, как обман­чивы иллюзии. О вещах, которые Вам труд­но понять, Вы думаете неохотно. умело скрывать свои чувства. Вы тоскуете по еще неизвестным Вам далям и не очень-то привязаны к своей родине.

 Коричневый

То же самое, что и при неприятии цвета охры. Вы страдаете от недостаточной ста­бильности вашего физического состояния и поведения. Если духовный груз становится для Вас слишком невыносимым, начинаете болеть или создаете необходимое равнове­сие, уходя в работу.

• Темно-коричневый

Вы боитесь не справиться. Вы не отличае­тесь крепким здоровьем, но не всегда знае­те об этом. В общем, Вы — веселый чело­век, который охотно смеется и не позволя­ет другим отравить себе радость. Вы охот­но следуете поставленным Вами целям, од­нако Вам нужно чаще обращать внимание на свое слабое физическое здоровье.

• Серый

Вы сторонитесь окольных путей и всегда действуете прямо, дипломатические уловки Вам чужды. Трудности на своем пути Вы легко преодолеваете.

• Черный

Этот цвет — сигнал страха. Вы избегаете как принуждений, так и прочных связей, желая избежать любой зависимости, от лю­дей, от родины или от своих печалей.

 Белый

Реальные ценности играют в Вашей жизни наиболее важную роль. Их утрату Вам было бы трудно пережить. Вы знаете, как обман­чивы иллюзии. О вещах, которые Вам труд­но понять, Вы думаете неохотно.но, что что Вы когда-то смотрели на окружающих Вас людей, учитывая этот аспект.

 

 

 

 

 

 

Приводим ниже каталог символических зна­чений различных цветов, используемых для ок­рашивания одежды:

Белый цвет всесильного света, абсолютной искренности, стоящий по ту сторону жизни, это — своеобразный знак правды, чистоты и невинности.

 Желтый цвет, стоящий ближе всего к све­ту: светлый, лучистый, его всегда легко узнать, он — знак победы, мудрости, заинтересован­ности, но в то же время символизирует зависть и желчь.

 Золотой говорит о чем-то божественном, ценном, дорогом, это — знак власти.

 Красный цвет огня и крови, он означает лю­бовь, радость, теплоту и власть.

Пурпурно-красный это цвет королевского достоинства, обузданной силы, власти, уваже­ния и достоинства вообще.

Фиолетовый, смешанный из равных долей си­него и красного, является цветом благоразу­мия, примирения, меры. Это — таинственный, элегантный, своенравный, экстравагантный цвет, символизирующий удаление от мирской жизни в церковь или монастырь.

Коричневый это естественный цвет земли, теплый, сдержанный, спокойный, в некотором роде даже материнский.

Зеленый цвет развития и становления в при­роде, цвет надежды, жизни (любимый цвет людей, связанных с природой, таких как ферме­ры, охотники, лесничие и туристы).

Черный цвет, находящийся по ту сторону света и всего живого, это — цвет бренности, угасания жизни, цвет печали и скорби, торже­ственный, серьезный, строгий.

Синий цвет истины, постоянства, верности, покоя.

Серый смесь белого и черного. Это нейтраль­ный, ни о чем не говорящий цвет, так называ­емая «замарашка» среди остальных цветов согревает и оживляет. Этот цвет должен повы­шать и укреплять жизненные силы малокров­ных и не очень энергичных людей. Желтый как цвет коммуникации должен активировать нервную систему и центры голов­ного мозга, контролирующие мышление и го­ворение. Этот цвет, в первую очередь, действу­ет на пассивные, мечтательные, меланхоличес­кие характеры.

Зеленый — может благоприятно воздейство­вать на сердце и почки, но прежде всего, на женские половые органы. При наличии душев­ной неуравновешенности и недостаточном са­мообладании он должен положительно повли­ять на человека и способствовать повышению уравновешенности его характера. Голубой создает уверенность в собственной защищенности и приглушает агрессивность. Он считается гигиеническим цветом, который отпугивает не только мух, но и других вред­ных насекомых и микробов. Белый хотя и считается гигиеническим цве­том, однако намного слабее, так как известно, что белые рубашки и блузки привлекают на­секомых. Белый советуют людям, которые ду­ховно ожесточены и хотели бы снять это на­пряжение.

Черный способствует дисциплине, серьезнос­ти, сопротивляемости, выдержке и стойкости, упорству и способствуют чувству близости к действительности. Что касается людей, одер­жимых какой-либо манией, то они, разумеется, должны избегать черного цвета, как и на­туры, легко впадающие в депрессию.

Фиолетовый имеет особую лечебную тра­дицию, потому что уже с давних пор считает­ся, что аметист обладает волшебной властью над злыми силами. Поэтому фиолетовый цвет должен лечить меланхолию и ипохондрию, ис­терию и маниакальные идеи, а также пьян­ство, он может вести к духовному обновлению и духовному очищению.

Оранжевый способствует пищеварению и ук­репляет дыхание. Человек, находящийся во власти ежедневных привычек и обязанностей, скрупулезно выполняющий свой долг, под вли­янием смеси желтого с красным цветов должен смягчиться и проявить большую активность.

Бирюзовый способствует развитию чувственно­сти и интуиции и также, как голубой, действу­ет дезинфицирующе и антисептически.

Золотой улучшает работу сердца, способствует повышению духовной активности и пробужда­ет творческое мышление. Это высказывание не нужно опровергать, так как его можно толко­вать по-разному.

 

 

Большие цветовые системы

 

Первой научной систематизацией цветов и выразительному названию основных мы обяза­ны универсальному гению нового времени, объе­динившему оба возможных аспекта цветов: ху­дожественный и физический. Ее создал Леонар­до да Винчи (1452-1519), который около 1500 лет назад первым установил, что многообразие цвета, открытое еще древними греками и рим­лянами, может быть ограничено. Он написал в «Trattato della Pittura»:» Простых цветов — б... Первый среди них — белый, второй — желтый, третий — зеленый, четвертый — синий, пятый — красный, шестой — черный». Он считал бе­лый и черный истинными цветами несмотря на то, что физически они представляли собой лишь крайние отметки на шкале яркости; зеленый цвет он считал просто ощущением, хотя как художник привык получать зеленый цвет, сме­шивая желтую и синюю краски. В действитель­ности, из этих частей можно составить все цве­та спектра.

Сам спектр был открыт спустя полтора века 23-х летним Исааком Ньютоном (1643-1727). При помощи треугольной призмы и стекла он преломил солнечный свет и получил цветную радугу (спектр), которую не смог разложить вто­рой призмой на более мелкие компоненты, но с помощью собирательной линзы снова объединил их в световой луч. Для него основными цвета­ми являлись синий, желтый и красный, из ко­торых должны были получаться остальные про­межуточные тона.

На него ссылался Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832), который резко отклонял ньютонов­скую теорию, но сам написал огромный, зани­мающий 1400 страниц труд о науке о цвете, ко­торый вышел в 1810 году. По его собственному мнению, эта книга была значительнее всех ос­тальных известных нам сегодня произведений. Сам Гете высказывался по этому поводу: «Все­му, чего я достиг как поэт, я не придаю ника­кого значения...» По существу, он ценил свое учение о цвете выше чем «Гец» или «Ифигению» — в отличие от одного известного физика Бер­линского университета, который через 50 лет пос­ле смерти Гете высказался о созданном им уче­нии как о «мертворожденной шутке дилетанта-самоучки». Сам Гете придавал этой книге боль­шое эпохальное значение. Однажды он сказал своему секретарю Эккерманну: «Чтобы открыть в мире новую эру, необходимы, как известно, две вещи: во-первых, нужно иметь светлую голову, а во-вторых, получить хорошее наследство. На­полеон унаследовал Французскую революцию, Фридрих Великий — Силезскую войну, Мартин Лютер — темноту и непросвещенность священ­ников. Мне же досталась ошибочная теория Ньютона. Сегодняшнее поколение и понятия не имеет, чего я достиг в этой области. Следующие же должны будут признать, что мне досталось неплохое наследство». На 42-м году жизни этот человек, умеющий видеть, опьяненный пестро­той и красотой итальянских и средиземноморских пейзажей, картинами римских художников и особенной силой солнечного света, который за­ставляет краски светиться, столкнулся с пробле­мой цвета. Результатом стало учение о цветах и, в особенности, «часть о воздействии цветов на зрение и разум». Он рассматривал феномен цве­та комплексно: учитывая его физиологический и психологический аспекты. Таким образом, он открыл феномен контраста: если мы смотрим на свет, то получаем темную копию предмета и на­оборот, если смотреть из темноты на свет, уви­дишь и цвет предмета. Синие краски дают жел­тое отражение, а красные — зеленое изображе­ние предмета. К этому присоединяется феномен контраста, который состоит в том, что мы один цвет в среде другого цвета воспринимаем по ино­му, а именно более контрастно.

Итак, в общем разработанные им положения носили дилетантский и устаревший характер. Зато к трактовке им цветов, их символическо­го, мифологического и психологического содер­жания мы еще будем возвращаться. Работа Гете в данной области не носит новаторского харак­тера, но не теряет от этого своей значительнос­ти. Прежде всего это — объективная, во все вре­мена действенная, упорядоченная система цветов, над которой, тем не менее, нужно еще долго работать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здоровье

Великий и ужасный Дейл Карнеги говорил, что в жизни главное две вещи –

 

По опыту и наблюдению знаю, что на последнем. Поэтому

 

Если Вы это читаете,

 

 

 

Первое (и пока единственное), это конечно, КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЬЕ

 

 

ЗРЕНИЕ

 

 

У меня монитор        с разрешением 1024 на 768 и частотой регенерации (развёрстки) при этом разрешении 85 Гц

Не скажу, что у меня болезненно чувствительные глаза, но в отличие от большинства, может быть из-за опыта я могу отличить на глаз 1024х768 – 85 и 1024х768 – 75

 

 

 

 

 

 

Музыка

 

Слушать это всё только через Apollo

 

В последнее время я изрядно «подсел», как говорят некоторые мои знакомые на французскую музыку. Шансон. Ни дай бог оговориться – французский шансон. Потому как шансон он один, естественно, французский, а так называемый русский шансон и т.д. – это блатняк. Вот и всё. Может, и Вам понравится. Музыка со средним качеством (128 b/s), но размерер, естественно не маленький, около трёх мегов, поэтому скачивайте, потом наслаждайтесь.

 

Мирей Матье (Mireille Mathieu)

 

Послушать - Une Hostorie D'amour (Love Story Theme)

 

Жак Брель (Jacques Brel)

 

Послушать (Amsterdam)

 

 

Из моих старых увлечений:

 

Ник Кейв (Nick Cave & The Bad Seeds)

 

Послушать (Brother, my cup is empty)

 

Джетро Талл

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz