Темы
———————————————————————————————
Здесь немного поподробнее, с комментариями и оценкой
приведены ссылки в море Интернета.
Вопрос. Как по вашему, склоняется или нет термин
Интернет. Пока, по моим наблюдениям его никто склонять не хочет.
Мне, к сожалению, интересно всё. Приходится даже
искать пути, чтобы изыскать время на Жизнь. Есть интересная статья по этой
теме.
———————————————————————————————
|
Кино |
|
Сам себе юрист |
|
Иностранный язык |
|
Здоровье |
|
|
||
|
|
|
<…>
Пока самая интересная страничка, которая встретилась –
Цвета. Не буду объяснять какую важную роль они играют в жизни. Скажу три слова – они выражают, наполняют и отвлекают. Поэтому в дизайне надо это учитывать. Итак, цвета. Что они означают, что могут означать, какими мы их видим, хотим видеть, как цвета воздействуют на нас и как мы воздействуем на окружающих, подбирая свои цвета.
В
«Искусстве и цвет» Иоханнес Иттен пишет: «Цвета – это излучающая сила, энергия,
воздействие которых на человека бывает и позитивным, и негативным, независимо
от того, сознаем мы это или нет». Немного лучше мы разбираемся в том, как и
почему воздействуют на нас цвета. Но тайна, пожалуй, так и осталась
нераскрытой: цвета воздействуют только чувственным образом и непосредственно,
но в то же время таинственно и символично. Действительно, вся наша жизнь – в
отблеске цветов. Попытка перевести непосредственный язык цвета на понятный нам,
уже заранее обречена на провал. Ни физик, ни физиолог, ни искусствовед, ни
психолог не смогут приоткрыть для нас эту тайну. Ближе всего к ней, пожалуй,
подошел художник, но и он оставляет ей право на существование. Так, Винсент Ван
Гог говорил: «В цвете скрываются гармония и контраст, то, что действует на нас
непосредственно и что не может передать никакой посредник».
Цвета контактируют не только с нашими глазами, но в равной степени с душой и с остальными чувствами. Их воздействие на нас всегда целостно, поэтому мы часто даем им фигуральные названия. Говорим о сладком розовом, как будто цвет имеет вкус, о кричащем красном, как если бы мы могли его услышать, о затхлом зеленом, как если бы мы могли ощутить его запах, о мягком голубом, как будто к нему можно прикоснуться, или же о легком белом, как будто у него есть вес. У цветов есть эмоциональная, вызывающая настроение сила, которая влияет на человека, радует, пугает, успокаивает, подбадривает, шокирует, может вызвать или подавить желание работать, любить, аппетит, сон. Однажды какой-то промышленник созвал на ужин большое общество. Гостей, ожидавших обильного угощения, встретили приятные запахи, доносившиеся из кухни. Когда довольное общество сидело за столом, принесли великолепно приготовленные аппетитные кушанья. Но хозяин зажег красную лампу: мясо на тарелках выглядело как совершенно свежее, шпинат казался черным, а картофель — ярко красным. Все гости были изумлены, а хозяин дома тем временем сменил красный свет на синий. Жаркое вдруг стало казаться гнилым мясом, картофель — протухшим, и гости, конечно же, совсем потеряли аппетит. Затем включили желтый свет, который красное вино превратил в подсолнечное масло, а лица соседей по столу — в лица покойников. Некоторые особо чувствительные дамы поднялись и поспешно покинули столовую, естественно, для противоположных целей. Есть не мог никто, а всем присутствующим стало ясно, что простое изменение освещения вызвало кардинальное изменение в настроении.
Другой пример, который также доказывает, что цвет способен сильно влиять не только на •настроение человека. Конюшня для скаковых лошадей была разделена пополам перегородкой. Одну ее половину окрасили в синий, а вторую — в оранжево-красный цвет. Лошади, стоявшие в помещении, стены которого были синего цвета, успокаивались после скачек очень быстро, в то время как в «красной» половине лошади долго оставались разгоряченными и беспокойными. И еще один пример воздействия цвета на животных был получен в результате проведения этого же эксперимента: в синем помещении не было мух, а в красном их было много.
Итак, цвета определяют окружающий нас мир в такой степени, о которой мы можем только подозревать. Они пробуждают у нас чувства и реакции, возбуждают желания и вызывают настроения, интерес или отвращение. Естественно, мы различаем веселые и мрачные цвета, теплые и холодные. Мы считаем все оттенки красного и желтого цвета теплыми, синий и зеленовато-голубой воспринимаем скорее как прохладные, причем, примесь желтого или красного цветов тотчас делает цвет более теплым.
Наряду с этим, нам кажется, что цвет имеет и свой собственный вес. Светлые цвета мы считаем легкими, темные же воспринимаются нами как тяжелые. Эти ощущения мы переносим и на обозначаемые этим цветом предметы: сигареты в светлой упаковке считаются легкими, и покупая, мы думаем, что и табак в них легкий, а темные пачки вызывают у нас ассоциации с крепкими сигаретами. Обусловлены ли опытом наши представления о том, что свет и огонь всегда желтые или красные, море, лед, туман — всегда белые или голубые, сказать очень трудно. Прохладные и холодные цвета делают помещение более просторным, темные и теплые тона оптически уменьшают его. Температуру в помещении, стены которого голубые или белые, мы оцениваем на несколько градусов ниже, чем в красной или желтой комнате. Каждый декоратор в театре знает, как просто при помощи цвета декораций вызвать меланхолическое или веселое настроение у публики: создать ощущение утра или вечера, воодушевления или горя — совершенно независимо от самого спектакля.
Далее мы поговорим о том, как и какие цвета воздействуют на нас и что они могут выражать. Что выражают основные цвета: желтый, синий, красный и зеленый
Геймендаль пишет о желтом: В нем «торжествует в цвете свет, и цвет освобождается от любой связи, струясь через все границы, желтый распространяется и множится». Он характеризует ясность и активность этого цвета. Гете же говорит по этому поводу: «Желтый всегда обладает исключительными качествами чистоты, несет с собой богатую природу светлого, ясного, а также обладает светлыми, яркими, мягко воздействующими на нас качествами». В любом случае, желтый — это активный, возбуждающий цвет, который придает бодрость и привлекает к себе наше внимание. Ингрид Рид ель в своем исключительно обстоятельном исследовании о цвете (Штут-тгарт, 1989) правомерно указывает, что существуют «желтый, несущий жизнь» и «желтый цвет смерти». Желтый — это цвет солнечного света и, следовательно, первопричина жизни, весенних цветов, нарциссов, тюльпанов, крокусов, первоцветов, одуванчиков, пасхальных яиц, цыплят, а также созревшего зерна, кукурузы, тыквы, бананов, яблок и груш, или же осенней листвы. Это цвет лимона, меда, янтаря и золота, но в то же время и цвет мочи и гноя, цвет осы и пустынного песка. Своеобразная противоречивость и делает его цветом зависти и фальши.
Попадая на сетчатку глаза, этот цвет воспринимается нами как сигнал об уличных щитах, знаках электрификации или радиоактивности, предупреждающих об опасности. Это — цвет мотора на паруснике, цвет почтовых ящиков и почтовых машин, повязки слепого или еврейской звезды. В сказке «Зеленая девица» именно эта звезда является знаком особого отличия: юный принц рождается «с золотой звездой на груди». В Азии желтый — священный цвет. Император Китая носит его как цвет империи и как знак ее, равного солнцу, достоинства. Еще и сейчас желтый — любимый цвет китайцев, который, в то же время, является и духовным цветом буддизма: монахи и монахини носят желтые одежды в знак стремления к просветлению. Сообразно с природой, желтая раса должна очень позитивно относиться к желтому цвету. Так юный бог солнца Ксохирили у ацтеков был одет в желтое, также как и Митрас, бог солнца древних персов или греческий бог Гелиос на солнечной колеснице:
«Блестят желтые его одежды, когда он выступает из волн». Желтый можно найти и в христиан ской символике в изображении ангелов, прежде всего у архангела Гавриила. Абсолютного совершенства и божественности желтый достигает в золоте, отражающем отблеск небесного мира и являвшимся основным цветом в средневековой живописи. Золотым венчиком обрамлены лики святых, золотой ореол возвышается над божественным Иерусалимом как символ последнего завершения жизни.
Интересно и то, что желтый благодаря своему противоречивому характеру может воздействовать гомеопатически, например, желтуху можно излечить при помощи желтых цветов: одуванчики, первоцветы, ноготки, болотную калужницу и гусиную лапку носят в обуви, чтобы не заразиться желтухой. Желтуху можно также вылечить мочой желтого цвета. В качестве защиты от удара молнии якобы служат желтые цветы арники, которые во время грозы нужно ставить на подоконник. Тот, кто отваживается собирать желтые цветы коровяка, подвергает себя удару молнии – опять желтый цвет. Серно-желтый или цвет серы считается цветом дьявола, Люцифера, имя которого вопреки общепринятому мнению обозначает «несущий свет». Удивительно, что символика желтого цвета настолько широка, что используется для выражения и божественного, и дьявольского начала, обнаруживая одновременно полярную структуру, свойственную всем символам.
Контраст для желтого цвета как на психологическом, так и на символическом уровне представляет синий. Просто и без преувеличений этот антагонизм выразил Гете: «Как желтый несет всегда в себе свет, так, можно сказать, в синем всегда присутствует что-то темное». И дальше: «Также как высокое небо, далекие горы мы видим синими, точно так и всякая голубая поверхность кажется нам далекой». Синий — цвет необъятного неба и открытого моря, цвет дали и тоски по путешествиям, например, плаванию или полету, тоски по чудесному и трансцендентному. Волшебная лампа Алладина, которая тоже является плодом романтики, была синей. А в рьщарском романе Фридриха Харденберга, известного нам под псевдонимом Новалис, «Генрих фон Офтер-динген» голубой цвет передан с непередаваемой чувственностью в сцене, когда Генрих, очнувшись ото сна, увидел: В некотором отдалении поднимались «темно-синие скалы с яркими прожилками. Дневной свет, окружавший его был светлее и мягче обычного, а на иссиня-черном небе не было ни единого облачка. Но с неимоверной силой его тянуло к высокому голубому цветку, который рос неподалеку от источника, почти касаясь его своими блестящими листьями. Вокруг него росло бесчисленное множество разноцветных цветов, и воздух наполнял изысканнейший аромат. Он не замечал ничего, кроме голубого цветка, и провел здесь долгое время, рассматривая его с несказанной нежностью». Голубой – цвет всемирной тоски и высочайшего Эроса. Позднее Гете подтверждал «беспокойное, мягкое, тоскующее ощущение», возникающее от этого цвета. Голубой цвет наряду со «своей величественной чистотой может быть и раздражающим Ничто». Ничто вместе с синим цветом упоминает Эрнст Юн-гер, использовавший в своих «Приключенческих сердцах» цветовую символику: «В голубом цвете воплощены обе стороны духа: чудесное начало и ничто». Таким образом, голубой выступает в роли цвета меланхолии, а в некоторых местностях его считают символом смерти. Гам носят так называемые траурные одежды голубого цвета.
С голубым обычно ассоциируется прохлада, порядок, рациональность и дисциплина, поэтому он хорошо подходит для униформ вокзальных служащих, полицейских, матросов и стюардесс. Он широко используется для окрашивания рабочей одежды китайцев, которых часто называют «голубыми муравьями». Синие джинсы первоначально считались рабочей одеждой, а голубые рубашки — униформой, как например, голубая форма прусских полков или «голубых драгун». Это до сих пор сохранилось в таких названиях цвета как «прусский голубой» или «морской голубой». Абстрактность голубого цвета позволила в фашистской Германии приобщить к господствующей идеологии массы народа, но в то же время и трансцендентно возвысить цвет, превратить его в величественный цвет одежд царицы небесной.
Синий – цвет мечты и упоения – бывает иногда и вульгарным: «да он синий (от спиртного) или «насинячится до чертиков», что говорит об исчезновении человека из реального мира, о перемещении его в нереальный мир грез. Синий — прохладный цвет, дистантный, цвет аристократов и голубой крови, но в то же время и «синих» чулок. Это — цвет верности и «Голубого креста». В голубом есть даже что-то волшебное. Очень хорошо описывает его место в цветовом пантеоне в книге «Человек и цвет» Генрих Фрилинг (Мюнхен, 1977): «В синем объединяются даль и глубина, темная и ультрамариновая голубизнаглубины и более светлая, более прохладная голубизна, характерная для дали. Синий уводит нас прочь — в укромное место возникновения тайны будущего. В то время как желтый как бы просвечивает, голубой, напротив, становится более насыщенным по мере увеличения глубины, более концентрированным. Он привлекает нас, и мы даже не знаем, где можем оказаться: в струящемся потоке цвета или же в непроглядной тьме».
Красный, напротив, символизирует непосредственную близость к жизни и полноту ее. Красный — цвет любви и крови, губ и щек, кровоточащей раны, возбуждающе рассказывающий о материи жизни тому, кто способен почувствовать и понять это. Мы скрываем, прячем красный цвет, используя его для подкладки в одежде или для матраса, опасаясь, что он может полностью завладеть нами. Красные обшлага, борта, красное женское белье, портсигары, футляры, словом, этот цвет присутствует всюду, где есть какая-нибудь тайна. Это — цвет огня, пола и крови, в то время как белый — . цвет невинности и невредимости. Так утверждает пророк Исайя (1, I8): «Если ваши грехи багряного цвета, они станут белые как снег, а если пурпурные — как белая шерсть». В красном цвете больше всего жизни, но одновременно с этим он таит в себе опасность. Он и привлекает, и предупреждает нас. Ганс Криг рассказал нам о том, как он одному, совсем недавно найденному индейскому племени в Южной Америке преподнес в качестве подарка красный материал. Однако племя в испуге разбежалось, увидев красное. Красными флажками отмечают особо опасные места или место, где произошла авария. Сигнальные огни автомобиля тоже красные, как и пожарные огни, пожарный кран и машины, в которых перевозят взрывоопасные вещества. Эрнст Юнгер выводит отсюда следующие умозаключения, которые он относит к развитию нашей цивилизации: «Из-за все растущей потребности в горючих материалах и топливе, планета покрывается сетью ярко-красных киосков — едва взглянув, человек поймет, что он находится во взрывоопасной местности, и живет в эпоху, когда над миром начинает господствовать уран».
Символом величия и господства является красный цвет, но прежде всего — пурпурный. Он встречается в портьерах банкетных залов и дворцов, в красных коврах, которые расстилают по случаю праздничных приемов. Однако он же чаще всего является цветом призыва к революции, и еще Гарибальди и Кон-Бендит под знаменем этого цвета штурмовали баррикады. Ужас этот цвет начал вызывать еще тогда, когда в советском государстве были учреждены красные:
флаг, звезда, площадь, красные бригады и армия. Этот цвет, как метко подметил Эрнст Юнгер, оказывает «активное, привлекающее воздействие», которое делает его особенно подходящим для обозначения предметов, которые могут оказаться необходимыми в экстренных ситуациях. Красный оповещает нас и об опасности, например, на ящиках с перевязочным материалом, спасательных кругах или стопкранах. В некоторых случаях он свидетельствует и об абстрактном ускорении — это так называемые красные отметки, которые приклеиваются на срочные письма и телеграммы.
Очень четко этот цвет передает характер угрозы или агитации, если используется в сфере отношений между полами. Здесь существует целая шкала, начиная с мрачно тлеющего, почти осязаемого цвета, которым освещаются прихожие пользующихся дурной репутацией домов, и заканчивая светлым, бесстыдным цветом свежего мяса, в который окрашены дорожки и занавеси на лестницах больших игорных домов и притонов. В любом случае, считает Юнгер, человек проявляет определенную отвагу, если носит или встречает на своем пути красный цвет. Не таясь его носили только те, кто обладал высшей земной властью: верховные судьи, князья и короли, но вместе с ними и палачи.
Доказано, что красный цвет может воздействовать и физиологически: он способствует выделению адреналина, увеличивает пульс, кровяное давление и частоту дыхания, а также влияет на мигательные движения век и оказывает стимулирующее действие на показания электроэнцефалограммы. Помещения, отделанные в красных тонах воспринимаются обычно как более теплые (на несколько градусов), так как мы ощущаем красный цвет как теплый, и если видим его, то сами оживляемся и возбуждаемся. Некоторых людей уже сам цвет возбуждает и опьяняет. Он понижает рациональный контроль, и огонь магически приводит нашу фантазию в действие, а люди, помешанные на пиротехнике, пироманы, приходят от него вэкстаз.
Ингрид Ридель с полным правом указывает на то, что в христианской культуре красный цвет ассоциировался со страхом и даже табуизировал-ся, потому что считался цветом греха, слепой страсти и разрушительного насилия. У предателя Иуды были рыжие волосы, а в средние века рыжих волос было вполне достаточно, чтобы считать женщину ведьмой. Искуплением греха считалось сожжение женщины на костре, огонь которого также был красного цвета, и кровь Христа искупила грех всего рода человеческого, который тоже был окрашен в красный цвет. Мария Магдалина изображается в Апокалипсисе как «одетая в пурпурные и багряные одежды... держа в руке золотой кубок, который был полон мерзости и грязи ее распутства». И снова мы сталкиваемся с внутренней парадоксальностью самого цвета: желтый соединяет в себе яд и исцеление одновременно, голубой — чудесное и ничто, а красный — грех и очищение.
В зеленом цвете это противоречие между покоем и гармонией с одной стороны и ростом с его таинственной силой и энергией с другой, носило сравнительно мягкий характер. Зеленый — цвет лугов и лесов, олицетворяет мягкость и умиротворенность, уравновешенность и естественность. Гете поместил его в середину своей цветовой системы и говорил: «Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение». Зеленый — это цвет тишины, и в пестроте других цветов больше всего похож на оазис.Пожалуй именно поэтому Гете подчеркивает его статичное, успокаивающее воздействие: «Дальше идти нельзя, да и не хочется.» Зеленый позволяет отдохнуть, он не возбуждает, а напротив, помогает нам сохранить жизненные силы, витамины, подбадривает нас и укрепляет наше здоровье. Не случайно, что цвета сильнее проявляются в растениях, цветах и фруктах, отмеченных половыми признаками. Итак, красный — цвет спелости, зрелости, а зеленый — молодости и надежды. Такого же цвета миртовый венок молодой девушки и майское деревце, что отразилось в выражениях «новичок» или «зеленый», когда имеется в виду неопытность и неискушенность.
Зеленый действует успокаивающе и замедляет наши жизненные функции, но как только к нему присоединяется желтый цвет, он как бы отдаляется от нас, становясь ядовито-зеленым, и приводит таким образом нас в напряжение.
Вместе с тем, зеленый — цвет плодородия. Болота и пруды, места, где впервые зародилась жизнь, отливают особым зеленым цветом, а лягушки и жабы, обитающие там, становятся символом плодородия. В мифе о сотворении мира Моисей говорит (I, II): И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.» Хильдегард фон Бин-ген, первая женщина-врач и естествоиспытатель средневековья, писала в своих рукописях, что зеленый — божественный цвет. Она воспевала зелень в целых гимнах: «На прекрасной зелени сотворялись небо и земля, и все прелести мира». Она разрабатывает конкретные рецепты, по которым людям с ослабленным зрением рекомендуется тренировать зрение, рассматривая многократно зеленый луг в действительности или в воображении. Она распространяет теологическое и медицинское обоснование лечебной силы зеленого цвета, как силы божественной. Зеленый называет перстом божьим и воспевает его: «О благороднейший зеленый, что коренится в солнце, / и освещает ясно/ круг земного диска, / который не вмещает всего велико* лепия земного./ Ты, зеленый, окружен любовью, / силой сердечной божественного таинства». Отсюда уже недалеко до «Зеленого бога» — так называет свой стихотворный сборник лирический поэт Вильгельм Леманн.
Сегодняшняя теология открывает заново эту сторону. Во все времена зеленый цвет связывался с весной и праздником Пасхи. Вербное воскресенье напоминало о пальмовой ветви, держа которую Иисус въехал в Иерусалим. В «чистый Четверг» еще и сегодня в некоторых регионах на стол ставят молодую зелень: шпинат или первые травы — обычай, в котором смешивается языческая и христианская символика. Священный Грааль, который искал Парцифаль, изображается в виде чащи из изумруда или зеленого хрусталя, и символизирует кубок, который Иозеф фон Ариматия наполнил святой кровью Христа: в живительную зелень была налита жертвенная кровь. Это своеобразный круговорот: фрукты черпают свой соблазнительный красный цвет из зеленого, а затем кровь просачивается назад, в зеленое царство земли. Физиологически, из-за особого строения нашей сетчатки, красный и зеленый цвета связаны между собой точно так же, как и желтый цвет солнца и голубой небес. Ярко красная окраска нашей взрывоопасной планеты должна быть нейтрализована «зеленым» движением, возглавляемым комитетом, носящим название Greenpeace, что в переводе означает «Зеленый мир». Это движение ведет мужественную борьбу со всеми бесчинствами, творящимися в нашем «огненном мире»: с кислотами, выбрасываемыми в моря, с теми, кто занимается проведением атомных взрывов на отдаленных от материка островах. Многие участники этого движения, ко всеобщему удивлению, имеют «красное» прошлое. На их примере мы можем убедиться, что когда человек осознает действительную опасность, тогда один контрастный цвет переходит в другой, один энергетический принцип — в противоположный: красный выжигает и изнуряет, а зеленый, напротив, охраняет и питает.
Экспрессивность и блеск смешанных цветов:
оранжевого, коричневогс фиолетового, белого, черного и серого
Оранжевый с полным правом можно назвать смесью красного и желтого цветов. Он объединяет в себе экспрессивные качества и того, и другого цвета и даже увеличивает их. В своем учении о цветах Гете писал: «Ни один цвет нельзя рассматривать статично, так, благодаря затемнению и уплотнению желтому можно придать красноватый оттенок. Таким образом, в цвете повышается содержание энергии, и полученный желто-красный цвет засияет еще светлее и ярче.
Все, что мы сказали о желтом, справедливо и для нового цвета, но уже в большей степени. Оранжевый дает нашему глазу ощущение тепла и блаженства, представляя все стадии тепла: от жаркого зноя до мягких лучей заходящего солнца... Приятное светлое чувство трансформируется в трудно переносимое насильственное, которое мы испытываем, если смотрим на очень яркий оранжевый цвет. Активность представлена в нем со. всей своей энергичностью, и не удивительно, что энергичным или грубым людям этот цвет очень нравится».
Если необходимо повысить предупредительную или сигнальную способность какого-либо цвета,
то для этой цели больше всего подходит оранжевый цвет, например, чтобы привлечь внимание водителей к работающим на дорогах, или к му-соросборщикам. «Оранжевый объединяет в себе сияние желтого и жизненную силу красного цветов», метко подмечает Ингрид Рид ель. Этот цвет считается праздничным, радостным, согревающим цветом изобилия, что подчеркивает силу его солнечного света, теплую, активную энергию. Оранжевый всегда сияет ярче, чем все остальные цвета. Это — цвет кельтской богини молодости и любви, а индийские монахи и мальчики Бхаг-ван носят оранжевые одежды. Религия Бхагван обосновывает это тем, что «в мир приходит немного глупости», чему она сама и способствовала. В светло-оранжевом предстает перед нами богиня мудрости София. Этот цвет и восхитительный и отталкивающий одновременно.
Коричневый — цвет земли и глины. У многих животных — коричневый мех, а наши пища и питье, в большинстве своем, тоже коричневые:
хлеб, торты, шоколад, кофе и чай. Не стоит забывать, что это также цвет животных и человеческих экскрементов. Как и оранжевый, коричневый тоже символизирует непрерывную древнюю, но вместе с тем и примитивную, удобряющую жизненную силу, как почвенную, так и навозную. Коричневая монашеская ряса является символом скупости, бедности и покорности. Но коричневый может содержать в себе и некоторую эротику, как в песне «Темно-коричневый орех» или в цвете кожи девушки-мулатки, прыгающей через кустарник. Коричневый может успокаивать, а может и удручать или подавлять.
Фиолетовый — очень противоречивый цвет, в нем сталкиваются красный и синий, а значит, элементы спокойствия и активности, идеального и аффективного, земного и божественного. При этом, по мнению Генриха Фрилинга, фиолетовый имеет свою собственную, независимую от красного и синего цветов, ценность, подобно тому, как зеленый цвет имеет собственную ценность независимую от желтого или голубого. «То, что цвет не носит ни древнего имени, ни признан как основной цвет гораздо менее обуславливается его размытым характером, чем тем местом, которое фиолетовый цвет занимает в нашем сознании: он играет меньшую роль, чем, например, красный цвет или синий». Фрилинг не ассоциировал фиолетовый ни с областью мышления, ни со сферой чувств, а связывал его с медитацией, которую определял как «оценочную» силу, с помощью которой, исходя из вещественно-конкретного, можно понять внутреннюю причину бытия и попытаться понять внешние формы его проявления.
Так в церкви этот цвет воспринимается как связанный с литургиями, он выражает чувства страдания, покаяния, жертвенности. В одном из древних церковных песнопений поется: «Божественное и человеческое начала воссоединились. Боже, как близок ты человеку!» Вот это и символизирует фиолетовый цвет, объединяющий в себе большое количество разных значений. Гете считает его аллегорией дряхлой, отжившей ста
рости. Другие воспринимают его как «неразрешенный конфликт /Геймендаль/. В нем объединяются хмель и забытье, он излучает меланхолию. Этот цвет рассматривается как своевольный и экстравагантный, цвет компромисса и меры, благоразумия и рассудительности. Особым образом к нему относится мода. В то время как в некоторые эпохи фиолетовый и лиловый считались неприятными цветами, которые следовало избегать, другие, наоборот, находили их особенно шикарными и очень стремились к тому, чтобы их носить. Благодаря удачному объединению противоположностей, он хранит тайну, которую мы бессознательно чувствуем, и она заставляет нас задуматься, обратиться к истокам. Ингрид Рид ель указывает на то, что фиолетовые цветы могут цвести почти круглый год: весной, как сирень или фиалки, а некоторые фрукты могут сохраняться и до поздней осени, как например разные сорта слив, красная капуста, баклажаны. Фиолетовый цвет отражается в окраске глубоководных животных. Благодаря тому, что в нем уживаются разные противоположности, этот цвет становится символом андрогинии (бисексуальности) и феминистского движения. Для Гете этот цвет символизировал конец света, что, по его мнению, настраивало на меланхолию, а не на веселье.
Белый также считается женским цветом, например, платье и фата невесты — белые. Это — цвет начала, невинности и основа всех цветов. Но это и цвет полного совершенства, достигаемого в нирванне, где уже нет желаний. Духовенство высшего чина, папство появляется на службе в белом. Нам кажется, что выпавший только что снег символизирует чистоту и ясность. В этом качестве белый цвет используется в рекламе отбеливания, где внимание заостряется на способности «чисто отстирывать». Таким образом реклама аппелирует к чувству вины человека. Все, что должно производить впечатление чистоты и стерильности, в прачечных и больницах, бывает обычно белого цвета и производит впечатление гигиены, безукоризненной белизны и чистоты.
Совершенство и мудрость, которых мы дости-^ гаем в результате зрелости и возраста проявляются в серебре седых волос и, наконец, в белом саване. В Корее, Индии, на островах Борнео и Яве, в Китае носят белые траурные одежды, а к могилам несут белые цветы, которые символизируют чистоту и невинность: цветущие вишневые ветви, одуванчики, маргаритки, лилии, кувшинки или эдельвейсы. Не только на свадьбу, но и на крестины, конформацию, первое причастие надевают белые одежды. Белый может быть и ничего не выражающим цветом, потому что по сути он не содержит в себе никакого цвета. Он просвечивает через все предметы и как бы освещает их, но содержится в каждом цвете. Парадоксальность его заключается в том, что он может соединять в себе совершенную полноту и абсолютную пустоту, в некотором роде сумму всех цветов, «их начало и завершение одновременно» (Ингрид Ридель). Его также трудно определить, как и простые символы плодородия, а именно яйца и молоко, муку и соль, которые являются животворными и также белого цвета.
Черный, напротив, цвет ночи и смерти, в нем жизнь как бы прекращается. В этом отношении наш траурный черный цвет содержит намного больше безнадежности, чем на Востоке — белый. Черный воплощает силу мрака и разрушения, олицетворяет отрицание всего живого и повседневного. Например, черные мантии профессоров, судей и адвокатов, черные рясы пасторов выражают серьезность ведомств и институтов, которые должны соблюдать объективность, независимо от различных событий или мнений, и олицетворять независимую ни от каких факторов последовательность права и морали. В то же время, черный символизирует и запретное: черную работу, спекуляцию или черный рынок, кошмарный (черный) сон, черную душу, черную магию. Если тебя застанут за каким-нибудь из этих дел, твое имя будет очернено. Кандинский писал о черном: «С этим цветом у меня возникает созвучие с той пустотой, которая наступает после угасания разума и которая напоминает мне вечное молчание, лишенное будущего и надежды». Черный — самый интенсивный и насыщенный цвет, полный тайн, цвет первозданного хаоса и бессознательного, цвет ночи, волшебства, цвет подземного царства. Ему подвластны и счастье, и несчастье, и рок — ведь существуют суеверные представления, что черная кошка или трубочист приносят несчастье: что заставляет нас избегать встречи с черным человеком? Серый — цвет, содержащий в себе все возможные полутона от светлого, чисто белого, до насыщенного, смоляного черного, но вместе с тем это и цвет скуки: «Сера, мой друг, — теория/ но древо жизни вечно зеленеет», — еще раз приведем цитату из «Фауста» Гете. Серый находится как раз посередине между контрастными цветами. Его могут видеть даже дальтоники. Он, как мы уже говорили, располагается в середине цветового спектра, и, как и остальные цвета, имеет два аспекта в восприятии. Серый цвет является в высшей степени нейтральным: безразличный, сухой, невыразительный. Пожалуй, только зола может воплощать в себе всю безжизненность серого цвета. Все цвета, все страсти гаснут в нем. Однако, если его рассматривать в качестве свидетельства возраста, то, по сравнению с сединой, которую можно считать наградой, он носит совсем иной характер. Серый — это ничто, и он ничего не скрывает, у него нет ни внутреннего, ни внешнего проявления, все в нем как бы умерло. Поэтому кажется, что серый не выразителен, но именно в этой невыразительности и заключается смысл. Если говорить о цифрах, то его можно было бы сравнить с нулем. Очень хорошо виден характер серого цвета в описании Парижа, составленного послом и знатоком Франции Вильгельмом Гаузен-штейном: «Это могло звучать также и печально, но серый восхищает, он — чистое благородство, несметное богатство, так как в сером отражаются все предположения и реальность самой совершенной палитры. Художники прекрасно знают, что серый можно получить, смешав все основные цвета... Использование серого воздействует не только на восприятие человеком цвета, но и на его вкус вообще. Он вызывает утонченность всякого вида: утонченность формы и жеста, утонченность глаза, а также утонченность всех чувств.
Таким образом, в самом этом цвете есть противоречивая возможность быть истолкованным, как цвет, который ничего не содержит и в то же время содержит все. Это — цвет сумерек, и утренних и вечерних. Тот, кто просыпается после долгого глубокого сна и видит за окном сумерки, пожалуй, не сразу смог бы установить время суток. В природе серый встречается очень редко. Только если небо или море теряют свой обычный, естественный голубой цвет, они становятся для нас серыми, покрытыми облаками и туманом. В связи с этим мы чувствуем боль разлуки и меланхолию серой печали. Тогда все нам кажется серым и воспринимается нами в серых тонах, выражая таким образом наше дурное настроение или скуку.
Мы говорим, что нам предстоит серое будущее, и только высшее облагораживание этого серого — серебро, способно улучшить наше настроение. В этом случае мы видим проблески надежды на горизонте в виде светлых серебрянных полос. Основное восприятие жизни и радуга цветов
Тесты на цвет и их значение
Неоднократно предпринимались попытки объективно проанализировать отношения между человеком и цветом с точки зрения выразительности и отразить их в тестах.
Тест означает экзамен, проверку. Задачей психологических тестов является выявление характера и сущности человека с помощью достаточно надежных методов, косвенным путем и в то же время сравнительно быстрым способом. Методы теста должны выбираться в соответствии с задачами: чем больше требуется информации о личности, тем шире и объемнее должна быть методика теста. Чем конкретнее сформулированы вопросы, предназначенью для выявления определенных способностей и способов их выражения, например пространственное воображение или способность мыслить абстрактно, тем целенаправленнее и точнее будет такой тест.
Если действительно, — собственно говоря, из этого мы исходим, — цвета отражают поведение и сущность человека, а предпочтение какого-либо одного цвета или комбинации различных цветов свидетельствует о душе и характере, тогда цвета можно использовать в качестве инструмента для исследования внутреннего мира человека и психологической диагностики. Но здесь мы будем говорить не о детальном соответствии между отдельными цветами и чувственными и духовыми функциями, имея в виду определение приблизительного объема способностей человека, исследования примерной работоспособности, но о целостном понимании личности, которая отражается в выборе цвета.
Поэтому методы тестов называются проекционными. С их помощью должна охватываться вся целостная психическая структура с учетом ее более глубинных бессознательных уровней. Такие тесты проводятся следующим образом: исследуемому предлагается недиференцированный наглядный материал, человек совершает выбор и, возможно, аргументирует его. Типичными примерами проекционных тестов является известный тест Роршаха или Тематический апперцепционный тест (ТАТ). В тестах Роршаха исследуемому человеку предлагаются расплывчатые фигуры, изображенные в виде клякс и пятен черного, серого и красного цветов, которые он должен объяснить, исходя из своих ассоциаций. Эти толкования делают возможными выводы о личности исследуемого, и притом, по Эвальду Бому, как о духовных, так и движущих ими глубинных структурах человека. Человек, экзаменуемый по ТАТ интерпретирует фотографии и составляет к ним рассказы. Эти фотографии изображают повседневные, интимные и близкие нам жизненные ситуации, в которых каждый человек может не место в проекционном тесте. Однако, по прежнему сохраняется потребность в объективности и сопоставимости, в сохранности перенесенного значения и в аналитической детализации.
Результатом этих усилий является широко известный тест на цвет Пфистер-Хейс-Хилтман-на, с одной стороны, а Люшера — с другой. Последний в своей ставшей бестселлером книге, исходит из цветовых рядов, которые простираются от положительного полюса до отрицательного, для чего он сознательно ограничивает себя четырьмя основными цветами. В следующей книге, имеющей название «Человек четырех цветов» он связывает свою теорию цвета с Кантовским учением о категориях с этическими и эстетическими размышлениями, которые перевоплощаются в смелую фантастику и могут стать полезными только в относительной степени. Только выбор основных цветов и наделение их известным содержанием дают безупречную картину. Искаженные цвета на листах его теста ведут к ошибочным результатам.
Намного лучше и многостороннее тест с пирамидами Пфистера: 24 цветных пластинки человек должен склеить в виде показанной ему ступенчатой пирамиды. Она должна отражать эстетические и индивидуальные приоритеты. Эту операцию необходимо проделать несколько раз так, чтобы получилось несколько отличных друг от друга пирамид. Таким образом, можно сделать различные выводы, например установить цвет, который выбирается наиболее часто, узнать как распределяются красочные слои, есть ли осевая симметрия, имеются ли крапинки, какие цветовые комбинации используются и т.д. При этом принципы толкования цветовых и пространственных символов сливаются одни с другими. Также находят свое воплощение и полярно-диалектические размышления о контрастных цветах и дополнительных душевных силах: вторую пирамиду можно обычно противопоставить первой. Одна пирамида представляет собой мгновенную реакцию, утверждающую: уж таков человек. Другие воплощают в себе идеалы, тоску и своеобразную картинку-девиз: таким он хочет быть. Одна пирамида раскрывает то, что лежит на поверхности, а другие — то, что спрятано и подавляется всеми средствами, какими только возможно.
Менее известным, но возможно самым плодотворным, является тест Фрилинга. Он основан на 23 избранных цветах, которые комбинируются в одно «цветовое зеркало» и представляются людям, участвующим в опыте, выбирающим или отклоняющим их.
При этом во внимание принимаются переходные цвета, оттенки цвета, ньюансы и комбинации. Этот тест проводится более простым и убедительным способом по сравнению с другими известными тестами, которые мы поэтому здесь не приводим. Тестом же Фрилинга, представленном в его книге «Цветное зеркало» (Геттинген-Бер-лин-Франкфурт, 1955), легко пользоваться и проводить оценку. Приводим полученные результаты. Даже если отдельным цветам отдавались место в проекционном тесте. Однако, по прежнему сохраняется потребность в объективности и сопоставимости, в сохранности перенесенного значения и в аналитической детализации.
Результатом этих усилий является широко известный тест на цвет Пфистер-Хейс-Хилтман-на, с одной стороны, а Люшера — с другой. Последний в своей ставшей бестселлером книге, исходит из цветовых рядов, которые простираются от положительного полюса до отрицательного, для чего он сознательно ограничивает себя четырьмя основными цветами. В следующей книге, имеющей название «Человек четырех цветов» он связывает свою теорию цвета с Кантовским учением о категориях с этическими и эстетическими размышлениями, которые перевоплощаются в смелую фантастику и могут стать полезными только в относительной степени. Только выбор основных цветов и наделение их известным содержанием дают безупречную картину. Искаженные цвета на листах его теста ведут к ошибочным результатам.
Намного лучше и многостороннее тест с пирамидами Пфистера: 24 цветных пластинки человек должен склеить в виде показанной ему ступенчатой пирамиды. Она должна отражать эстетические и индивидуальные приоритеты. Эту операцию необходимо проделать несколько раз так, чтобы получилось несколько отличных друг от друга пирамид. Таким образом, можно сделать различные выводы, например установить цвет, который выбирается наиболее часто, узнать как распределяются красочные слои, есть ли осевая симметрия, имеются ли крапинки, какие цветовые комбинации используются и т.д. При этом принципы толкования цветовых и пространственных символов сливаются одни с другими. Также находят свое воплощение и полярно-диалектические размышления о контрастных цветах и дополнительных душевных силах: вторую пирамиду можно обычно противопоставить первой. Одна пирамида представляет собой мгновенную реакцию, утверждающую: уж таков человек. Другие воплощают в себе идеалы, тоску и своеобразную картинку-девиз: таким он хочет быть. Одна пирамида раскрывает то, что лежит на поверхности, а другие — то, что спрятано и подавляется всеми средствами, какими только возможно.
Менее известным, но возможно самым плодотворным, является тест Фрилинга. Он основан на 23 избранных цветах, которые комбинируются в одно «цветовое зеркало» и представляются людям, участвующим в опыте, выбирающим или отклоняющим их.
При этом во внимание принимаются переходные цвета, оттенки цвета, ньюансы и комбинации. Этот тест проводится более простым и убедительным способом по сравнению с другими известными тестами, которые мы поэтому здесь не приводим. Тестом же Фрилинга, представленном в его книге «Цветное зеркало» (Геттинген-Бер-лин-Франкфурт, 1955), легко пользоваться и проводить оценку. Приводим полученные результаты. Даже если отдельным цветам отдавались не нравятся. Вы живете для себя, но часто принимаете сердечное участие и в судьбах других. Если одновременно Вам нравятся розовый или лиловый цвета, то Вы часто бываете одиноки, и иногда на Вас смотрят как на чудака.
Вы стремитесь улучшить окружающий Вас мир, и у Вас есть свои идеалы. Однако Вам не хватает твердости, чтобы энергично воплотить эти замыслы в жизнь. Внутренне Вы очень мягкий человек, даже несколько чувствительный.
Если Вам нравится и серый цвет, то у Вас могут быть нереализованные мечты и желания. Если Вы неравнодушны к розовому или фиолетовому, то при оценке вещей собственные чувства имеют для Вас большое значение. Втайне Вы верите в магию и потусторонние силы.
Вы часто страдаете от тоски по родине, и тогда мысленно охотно возвращаетесь в прошлое, всецело владеющее Вашими помыслами.
Оливковый
Вам очень нужно иметь кого-нибудь рядом, но тем не менее, Вы очень цените независимость, придавая ей очень большое значение в жизни. Вы любите чувственные наслаждения. Вы выступаете за гармонию и порядок, а бесцеремонность и грубость несвойственны Вам. Именно поэтому в Вас накапливается напряжение, которое временами Вы вытесняете в сферу бессознательного. Зависимость от настроения часто мешает Вам и Вы сожалеете о неправильных поступках, которые неосмотрительно совершаете. Слишком много размышляете о себе, что мешает Вашему усердию. В основном, Вам немного не хватает стимула. Не позволяя себе хотя бы немного проявлять подавляемые чувства, Вы бываете веселым и беззаботным; на Вашем лице всегда можно увидеть улыбку и с Вами всегда приятно общаться.
Вы предъявляете к жизни определенные требования, но при скромных доходах можете жить вполне благополучно. А благодаря чувству такта многим сможете оказать хорошую услугу.
Зеленый
Если Вам больше нравятся холодные тона, значит по натуре Вы — скептик. Для Вас важнее всего видимое и ощутимое. Если Ваши симпатии распространяются одновременно и на теплые тона, тогда Вы близки к эмоциональному типу женской натуры. Ваши чувства касаются только тех предметов, которые Вас интересуют. Если Вы — женщина, значит обладаете прекрасными способностями к семейной жизни и любая профессия, связанная с общением с людьми, Вам подходит. Чувство предосторожности никогда не покидает Вас. Даже если Вы мужчина, Вы тоже проявляете определенную осторожность.
Если Вам нравится и тон, близкий фиолетовому, то значит Ваше стремление к безопасности основывается на страхе. Вам очень трудно переделать самого себя, особенно если Вам также нравятся оливковый или оранжевый цвета.
Бирюзовый/зеленовато-голубой/
Вы не сразу открываетесь окружающим Вас людям, поэтому никто не знает, что с Вами происходит. Вы не охотно позволяете втиснуть себя в рамки заданной схемы, Вы не придерживаетесь законных обязанностей. У Вас много художественных и технических идей, которые Вы отстаиваете. Благодаря практическому складу ума обладаете даром изобретения; при соответствующем таланте можете стать хорошим актером. В любовных отношениях не обращаете внимания на условности. Разного рода спекуляции и интриги могут быть опасными для Вас. Вы отлично умеете скрывать свои чувства, и поэтому никто не догадывается, что на Вас тоже иногда обрушиваются удары судьбы.
Голубой
При внешней опасности Вы сохраняете спокойствие, всегда готовы помочь другим, из-за этой готовности помочь Вас любят люди. Эта готовность выслушать и помочь базируется на Вашем умении точно и объективно оценивать положение вещей. По этой же причине Вы любите общаться. Вы всегда требуете для себя чего-то особенного. Часто чувствуете себя непонятым и замыкаетесь в мире своих желаний и грез. Если Вам не нравятся фиолетовые и теплые тона, значит Вы можете быть нетерпимы и сверхчувствительны. Во многих случаях мыслите конкретно и конструктивно. Если у Вас одновременно есть склонность к коричневому, тогда Ваши способности проявятся в исследовании природы или в качестве преподавателя. Вы — усердны и точны до мелочей, даже если стараетесь уйти от самого себя. Если Вы любите желтый, то Вам не избежать частых ошибок и разочарований в людях. Вы не обладаете необходимым чувством реальности. Поэтому часто попадаете впросак. Но тем не менее Вы всегда снова встаете на ноги там, где другие о тчаялись бы.
Небесно-голубой
В Вас объединяется тоска по родине с желанием увидеть далекие края. Вы хорошо себя чувствуете, если находитесь в безопасности. В Вас сильно развито чувство ответственности. Ваше неприятие отдельных людей может быть почти физическим. Только немногим Вы открываете свою душу. Часто этот цвет становится любимым вследствие несчастного случая, болезни или какого-то пере- житого шока. Вы охотно полностью отдае тесь чему-либо и наслаждаетесь этим чув ством самоотдачи. Вы даже можете отдавать ся чему-либо вплоть до фанатизма. Добить ся признания можете только прилагая боль шие усилия. Часто желаете большего, чем можете получить. Однако умеете скрывать свои слабости. Ваша реакция противоречи ва: выступаете смело, даже если внутренне не уверены в себе; проявляете терпение, если даже не в состоянии больше терпеть.
Ультрамариновый
Вы мыслите разумно и зачастую целенаправленно. Если Вам нравится еще и желтый цвет, у Вас есть идеалистические причины для того, чтобы стремиться к власти. Если в то же время Вы предпочитаете оранжевый, то сознательно контролируете свое поведение, поступки и манеру выражаться. Если же в качестве второго цвета выбираете красный или оранжево-красный, то это говорит о том, что Вы умеете хорошо рассчитывать свое влияние на окружающих, однако, с другой стороны, Вас можно назвать человеком, отличающимся скрытой страстностью.
Вы — человек чувственный, откровенный. В общем, Вас считают честным и верным человеком, на которого можно положиться. Вы охотно уединяетесь, но тем не менее, в Вашем обществе приятно находиться. Вы умеете с воодушевлением поддерживать беседу. Если Ваш второй любимый цвет — фиолетовый, то можно предположить, что Вы будете открыты искусству и религии. Если больше Вам нравится цвет лаванды, то у Вас есть талант писателя, и вы связаны с высокими идеалами.
Вы — натура одухотворенная, но в то же время глубоко сентиментальная и одинокая. Вы можете легко отказаться от собственных интересов и готовы поделиться своими знаниями с другими. Если у Вас возникают симпатии к светло-голубому это значит, Вы могли бы стать хорошим учителем.
Фиолетовый
Вы обращены внутрь себя, но Вас нелегко выбить из седла ударами судьбы. Они, наоборот, закаляют Вас. Вы — чрезвычайно беспокойный человек, что может компенсировать только ваша работоспособность. Если Вы одновременно любите и желтый цвет, значит, пребываете в вечных поисках, предрасположены к неврозам и страху. В этом состоянии Вы можете быть не совсем честным, не осознавая этого и не имея злого умысла. Потом Вы пытаетесь оправдать себя. По отношению к собственной персоне Вы иногда сентиментальны, а иногда хладнокровны. Даже если в душе Вам очень плохо, то внешне Вы постараеставлениям или ощущениям, поэтому Вам очень близки области магического и мистического.
Если Вы любите оливковый цвет, то Ваши-оценки всего происходящего в значительной мере определяется Вашим физическим состоянием. Если в то же время Вам нравятся коричневый, холодные или некоторые пастельные тона, тогда Вы склонны к истерии. В Вас живет страх, и Вы никогда полностью не освобождаетесь от него. Это основано на Вашей неспособности освободится от аффектов.
Внешне Вы кажетесь спокойным, добрым, дружески расположенным человеком, но редко бываете счастливы. В Вашем представлении любовь должна быть чем-то необычайным и исключительным. Если лиловый цвет нравится детям, то зачастую они доставляют родителям много хлопот. Они очень часто сильно страдают от потерь или утрат и не отличаются хорошим здоровьем. Нередко проявляют замкнутость, обусловленную духовными причинами или особенную чувствительность, которая выражается в удивительных способностях к музыке.
Розовый
Вас очень занимает Ваша внутренняя жизнь, Вы всегда очень женственны. Однако, Вы как бы разделены на две части. С одной стороны, это жизнь в соответствии с Вашими чувствами, в то время как с другой, находятся Ваши желания и поступки. Вы часто чувствуете себя одиноким и непонятым, и считаете, что это состояние не изменится, и Вы всегда будете духовно одиноки. Если Вам не нравятся голубой или красный, значит Вы будете строить сами Ваш собственный мир, при этом не исключено, что Вы станете чудаком, особенно если любите серый цвет или пастельные тона. У Вас есть также предрасположенность к нервному истощению.
Вам нравится необычное. Вы любезны и добродушны. Вместо того, чтобы претворить в жизнь свои собственные желания и цели, Вы отступите от них и сделаете одолжение кому-нибудь другому. Это особенно часто встречается среди женщин. Мужчины, предпочитающие розовый цвет, обнаруживают странности еще в большей мере, чем женщины. К их позитивным качествам можно отнести самообладание и разумную сдержанность. Если же мужчины чувствуют, что их не понимают, они начинают притворяться, что нужно расценить как негативное качество. Некоторые мужчины настолько стеснительны, что это принимает болезненные формы. Влюбленность мужчин во все мягкое, круглое и изящное часто кажется странной, в то же время со стороны женщин это воспринимается совершенно естественно.
Красный
Вы всегда знаете к чему стремитесь, обладая способностью глубоко чувствовать. Вы прежде всего от самого себя требуете упорства и полной отдачи, к своей жизни тоже предъявляете определенные требования. Если Вам нравится ультрамариновый или голубой, Вы обладаете хорошим мышлением. Сомнения и фантазии преследуют Вас меньше, чем тех, которым не нравятся холодные тона. Если Вам также нравится желтый, то в Вас заложен необычайный талант схватывать все на лету, Вы изобретательны и сразу правильно оцениваете все возможные варианты в данной ситуации. Свойственное Вам чувство юмора помогает пережить черные полосы в Вашей жизни. Вам легко понять чувства других людей. Вы обладаете прекрасной психологической способностью постигать сущность вещей и понятий. Ваш внутренний мир проявляется в эмоциях. При этом Вы часто полны энтузиазма. Но если не находите нужного отклика, Вас это ранит, и Вы холодно даете отставку тем, кто Вас больше не интересует. Вы всегда находитесь в центре событий и поэтому ревниво относитесь к появлению соперника. Если Вы — женщина, то любите мужчин, превосходящих Вас, потому что у Вас нет уверенности, что и дальше Вы будете ощущать себя активной. Вы сильны и темпераментны, и Вам нужен кто-то, кто еще сильнее Вас. Не всегда Вы достигаете поставленной цели, так как часто Ваши требования слишком велики. Из-за этого Вы часто бываете не в духе, что приводит к резким переменам в настроении.
Красновато-оранжевый
На раздражения Вы реагируете очень сильно, Вы откровенны, а иногда, может быть, даже слишком откровенны. Это особенно проявляется, если Вам нравятся серый и фиолетовый цвета. В своих отношениях с людьми Вы больше прислушиваетесь к чувствам, а следовательно, и о людях судите, во многом опираясь на свою интуицию. Что бы Вы не оценивали, Вы будете руководствоваться собственными чувствами и ощущениями.
Если Вам не нравится фиолетовый цвет, то Вам приходится прилагать много усилий, чтобы отстоять свои принципы и убеждения. Но чаще под влиянием уговоров соглашаетесь с несвойственными Вам традиционными оценками. Больше всего это характерно для человека, не симпатизирующего холодным тонам. В этом случае при оценке какого-либо дела Вы даже не всегда бываете честны сами с собой. Внешнее очарование очень сильно определяет Ваше мышление, Вы скорее согласитесь с мнением других, чем попытаетесь обосновать свое собственное, тем не менее, иногда бываете довольно вспыльчивы, если у Вас нет эмоционального стимула. Это особенно характерно для людей, не признающих пастельных тонов. Если Вы делаете что-то в состоянии аффекта, Вы позднее всегда сожалеете об этом. Если то, что Вы внушили себе оказалось недостижимым, то Ваше настроение портится сразу же и Вы все-таки отступаете от задуманного. Для Вашей натуры характерны частые перемены в настроении, начиная с «радостного ликования» и заканчивая «огорчением до смерти». Вы энергичны и неутомимы, часто тщеславны и ревнивы. Только в том случае, если Вас обуревают сильные чувства, Вы способны на большие дела. Без зависти Вы признаете духовное превосходство другого человека, если только он воспринимается Вами как позитивная личность. В случае, если Вы не признали кого-то, у вас появляется желание проявить по отношению к нему свою власть. Если Вам не нравятся холодные тона или коричневый цвет, значит Вы склонны к расточительству. А если любите фиолетовый, то столкнувшись с трудностями, можете искать утешения в спиртных напитках или других наркотических средствах. Это иногда начинается с хронического потребления кофе и приводит к не менее хроническому алкоголизму. Особенно часто по этому пути идут люди, для которых эротика не утратила значения.
Оранжевый
Сердечная теплота, прямота и чувство сострадания характеризуют Вас. Чувство сострадания Вы хотели бы видеть и в других, и никогда не станете его замалчивать. Если вы женщина, не скрываете своего шарма, который сознательно используете для влияния на мужчин. Если Вы мужчина, то являетесь безупречным воплощением муже ственности.
Женщина, которая предпочитает оранжевый цвет всем другим, может быть самостоятельной, но при этом она испытывает сильную потребность быть любимой. Как в браке, так и в работе Вы отдаете себя без остатка. Иногда эта постоянная самоотдача выглядит как беспокойство, что также сказывается и на мужчинах. Если дополнительно Вы предпочитаете коричневый цвет, это стремление, возможно, переходит в желание любой ценой добиться успеха в обществе и сопровождается честолюбием. Вы прекрасно можете оценить предложенные Вам возможности и умеете их использовать. Вы легко ориентируетесь в новых ситуациях, а на работе чаще всего занимаете руководящий пост или высокую должность. Если Вам к тому же нравится бирюзовый или пурпурный, тогда Вы обладаете, в основном, способностями к искусству и можете стать хорошим музыкантом или актером, однако не исключено, что судьбой Вам предписано заниматься кустарным производством или ремеслом.
Охра
Вы обладаете открытым, глубоко сострадательным характером. Вы не ставите перед собой трудно выполнимых задач и целей, а материальные и духовные ценности выдвигаете на первый план. Со стойкостью и хладнокровием справляетесь с трудными ситуациями. Вы отличаетесь солидностью, трезвым мышлением, рассудительностью и хорошей работоспособностью, но все же, Вам не хватает темперамента. Вы экономны и отличаетесь умением планировать. Ваше поведение можно назвать скорее сдержанным, но если Вам что-то нужно, то Вы можете быть очень настойчивы, хотя внешне кажетесь скорее мягким по натуре человеком. Если Вам нравятся и зеленые краски, в Вас накапливается эмоциональное напряжение, которое не сразу находит выход и в дальнейшем приводит к проявлению сильных реакций, что удивляет окружающих. Иногда такие срывы имеют неблагоприятные последствия для Вас и для окружающих Вас людей. Вы охотно поддерживаете других и оказываете им помощь, поэтому Вас могут легко использовать. Вам необходимо чувствовать себя в безопасности и быть любимым. Кроме всего этого, Вы очень привязаны к своей родине.
Коричневый
Вы прочно стоите на ногах, объединяя в себе и разумное и эмоциональное начала. Вы деловиты и практичны, кроме того Вы всегда готовы постоять за свою родину, честь и семью, если им угрожает опасность. В то время как Вы оказываете стойкое сопротивление своим врагам, Вы очень добры и любите своих близких. Вы спокойно идете навстречу своей судьбе, и к целям, поставленным Вами себе, Вы продвигаетесь с уверенностью. В вашей жизни бывают удары судьбы, иногда возникают препятствия разного рода, но Вы умеете скрыть их от Вашего окружения. Вы не фантазер и не отвлеченный мыслитель. Ваше мышление направлено на реальные, достижимые цели, на стабилизацию отношений, а также на достижение поставленных ранее целей. Дружба имеет для Вас большое значение, и здесь на Вас можно положиться. Вы обладаете способностью служить стоящему выше Вас по службе, но все же больше любите самостоятельность и собственное поле деятельности.
Темно-коричневый
Для Вас характерны такт и скрытность. Вы обладаете проницательным умом. Благодаря хорошей наблюдательности и надежному инстинкту используете окружающих Вас людей и занимаете благодаря этому важные ответственные посты. Вы всегда готовы помочь, и слово «родина» для Вас отнюдь не пустой звук. Все Ваше имущество Вам дорого, и Вы постоянно пытаетесь его приумножить. Вы — серьезный и основательный человек. Вам легко удается видеть человека насквозь. Вы придаете значение только истинным ценностям.
Серый
Вы руководствуетесь вечными ценностями. У Вас изысканный, ярко выраженный вкус. Другим трудно понять Вас, так как Ваш внутренний мир закрыт для них. Часто Вы считаете, что окружающие просто не способны понять Вас. Многое, что мешает Вашим отношениям с людьми, вы оттесняете в область бессознательного. Тем не менее, в состоянии сами регулировать дистанцию. Вы реалистично оцениваете свое окружение и не поддаетесь ни чувствам, ни лозунгам. Ваш противник не знает, к чему он должен готовиться, и ему не удастся узнать ни об одной из Ваших тайн. Жещины, предпочитающие этот цвет, скромны, очень рассудительны и обладают теоретическим складом ума. Они обладают блестящим умом, но сердце зачастую бывает пустым.
Черный
Только во взаимосвязи с другими цветами можно понять Ваш характер. Черный цвет означает упорство, принуждение и даже конфликт. Однако, если кроме черного Вам нравится еще какой-нибудь цвет, например красный или синий, черный приобретает новое значение. Если смешать черный с красным, получится новый темно-красно-коричневый цвет. В этом случае Вы являетесь скорее человеком разума, чем человеком, прислушивающимся к голосу чувств, а кроме того, Вы — очень дисциплинированны. Если Вам нравятся и холодные тона, к примеру оттенки зеленого, фиолетового, желтого или синего цветов, значит Вы страдаете от тяжести навязчивых идей или конфликтов, которые могут постепенно накапливаться, создавая опасность самоубийства. Черный может быть истолкован и как символ борьбы и стойкости. Охотнее всего Вы полагаетесь на самого себя. Вера, равно как и суеверие не много значат для Вас.
Белый
Вы спасаетесь бегством в свой собственный мир иллюзий, которые считаете вполне реальными. Ни внешние признаки, ни опыт не в состоянии убедить Вас, что этот иллюзорный мир может легко рухнуть. Чаще всего это бывает началом как физического, так и духовного крушения. Но это угрожает тем, кто признает только белый цвет. Если Вы наряду с белым любите и другие цвета, значит живете в мире иллюзий и пытаетесь убежать из реального мира, а реальность, напротив, считаете бессмысленной. Иногда в белом цвете выражается желание забыться. Тяжелые напряжения или негативные переживания стремитесь вытеснить из своей памяти. Но только отказаться от самого себя Вы не можете.
Если Вы полностью отклоняете какой-нибудь цвет, то это, конечно же, тоже может о чем-то говорить. Поэтому для таких отдельных цветов был составлен отрицательный каталог, в котором цвета располагаются в той же самой последовательности.
• Желтый
Вы обладаете ярко выраженной способностью тонко чувствовать. Если женщина не симпатизирует желтому цвету, то это указывает на одиночество и горечь ее жизни.
• Салатный
В Вас заложена тяга к таинственности, во многом Вам самому трудно понять себя. Вы долго находитесь под воздействием гнева, Особенно если Вам нравятся теплые тона.
Цвет майской зелени
Если вы отвергаете также все остальные оттенки зеленого цвета, то можно было бы предположить, что Вы толстокожий человек. Если при этом отдаете симпатии оливковому цвету, тогда Вы претендуете на самостоятельность.
Неприятие оттенков зеленого у женщин указывает или на наличие трудностей в вопросе партнерства, или на полное отрицание эротики.
• Светло-зеленый
Вы во всем ищете ясность, надежность, определенную форму и стремитесь к здоровой чувственности.
• Оливковый
Вам хочется выражать свою сущность свободно, и поэтому Вы не принимаете любое притеснение. Если Вам нравятся еще и красный или красновато-оранжевый, это значит, что Вы не всегда объективно оцениваете других, но не боитесь быть самокритичным.
е Бирюзовый
В своем окружении Вы ищете поддержки и охотно используете опыт других людей. А женщины особенно стремятся к надежности в браке. Однако на самом деле Вам страшно серьезно задуматься о самом себе.
• Голубой
Вы неутомимо продвигаетесь вперед, при этом полностью отвергаете постороннее вмешательство. Вы чувствуете, что близкие люди Вас не понимают. Небесно-голубой
Вам импонирует все простое и понятное, и Вы охотно добираетесь до сути вещей. Вы знаете, чего хотите, и не поддаваясь ни на чьи уговоры, остаетесь верными своим принципам.
• Ультрамариновый
Вы испытываете чувство внутреннего напряжения, возможно, что причиной этого является утрата и перенесенные страдания. Часто Вы можете превозмочь зависть.
• Фиолетовый
Вы ищете утешение в реальном мире, так как с прошлым Вас связывают тяжелые воспоминания, от которых Вы хотите уйти, даже если временами прошлое было прекрасным.
• Пурпурный
Ваше отношение к жизни очень серьезное. Вы хотели бы преодолеть чувство самоуверенности и поэтому противитесь высокомерию, которое Вам свойственно.
• Лиловый
Важнее всего для Вас Ваш собственный вкус. Для Вас также очень важно, чтобы другие серьезно воспринимали Вас. Вы отличаетесь интеллектом или способностью глубоко чувствовать. Разрывы или утраты Вам хочется поскорее забыть, чтобы не страдать, переживая их заново.
• Розовый
Вы боитесь показаться сентиментальным или мягкотелым. Мужчины надеются на свое «мужское» обаяние. Женщины горды и имеют склонность к деятельным гордым мужчинам.
Красный
Ваша душа испещрена глубокими, неосознанными ранами, которые приводят иногда к мании преследования.
• Красно-оранжевый
По причине эротических разочарований, возможно, Вы стали одиночкой. Вы сами боитесь своих эмоциональных срывов, что иногда можно объяснить ранними разочаро-ваниями в сексуальной жизни.
• Оранжевый
У мужчин неприятие оранжевого цвета может свидетельствовать о комплексе неполноценности, связанным с областью секса. Часто последствия проявляются в неполноценной половой жизни или даже полном отказе от нее.
• Охра
При одновременной симпатии к холодным цветам. Вы — холодный человек, способный умело скрывать свои чувства. Вы тоскуете по еще неизвестным Вам далям и не очень-то привязаны к своей родине.
Коричневый
То же самое, что и при неприятии цвета охры. Вы страдаете от недостаточной стабильности вашего физического состояния и поведения. Если духовный груз становится для Вас слишком невыносимым, начинаете болеть или создаете необходимое равновесие, уходя в работу.
• Темно-коричневый
Вы боитесь не справиться. Вы не отличаетесь крепким здоровьем, но не всегда знаете об этом. В общем, Вы — веселый человек, который охотно смеется и не позволяет другим отравить себе радость. Вы охотно следуете поставленным Вами целям, однако Вам нужно чаще обращать внимание на свое слабое физическое здоровье.
• Серый
Вы сторонитесь окольных путей и всегда действуете прямо, дипломатические уловки Вам чужды. Трудности на своем пути Вы легко преодолеваете.
• Черный
Этот цвет — сигнал страха. Вы избегаете как принуждений, так и прочных связей, желая избежать любой зависимости, от людей, от родины или от своих печалей.
Белый
Реальные ценности играют в Вашей жизни наиболее важную роль. Их утрату Вам было бы трудно пережить. Вы знаете, как обманчивы иллюзии. О вещах, которые Вам трудно понять, Вы думаете неохотно. умело скрывать свои чувства. Вы тоскуете по еще неизвестным Вам далям и не очень-то привязаны к своей родине.
Коричневый
То же самое, что и при неприятии цвета охры. Вы страдаете от недостаточной стабильности вашего физического состояния и поведения. Если духовный груз становится для Вас слишком невыносимым, начинаете болеть или создаете необходимое равновесие, уходя в работу.
• Темно-коричневый
Вы боитесь не справиться. Вы не отличаетесь крепким здоровьем, но не всегда знаете об этом. В общем, Вы — веселый человек, который охотно смеется и не позволяет другим отравить себе радость. Вы охотно следуете поставленным Вами целям, однако Вам нужно чаще обращать внимание на свое слабое физическое здоровье.
• Серый
Вы сторонитесь окольных путей и всегда действуете прямо, дипломатические уловки Вам чужды. Трудности на своем пути Вы легко преодолеваете.
• Черный
Этот цвет — сигнал страха. Вы избегаете как принуждений, так и прочных связей, желая избежать любой зависимости, от людей, от родины или от своих печалей.
Белый
Реальные ценности играют в Вашей жизни наиболее важную роль. Их утрату Вам было бы трудно пережить. Вы знаете, как обманчивы иллюзии. О вещах, которые Вам трудно понять, Вы думаете неохотно.но, что что Вы когда-то смотрели на окружающих Вас людей, учитывая этот аспект.
Приводим ниже каталог символических значений различных цветов, используемых для окрашивания одежды:
• Белый — цвет всесильного света, абсолютной искренности, стоящий по ту сторону жизни, это — своеобразный знак правды, чистоты и невинности.
Желтый — цвет, стоящий ближе всего к свету: светлый, лучистый, его всегда легко узнать, он — знак победы, мудрости, заинтересованности, но в то же время символизирует зависть и желчь.
Золотой — говорит о чем-то божественном, ценном, дорогом, это — знак власти.
Красный — цвет огня и крови, он означает любовь, радость, теплоту и власть.
• Пурпурно-красный — это цвет королевского достоинства, обузданной силы, власти, уважения и достоинства вообще.
• Фиолетовый, смешанный из равных долей синего и красного, является цветом благоразумия, примирения, меры. Это — таинственный, элегантный, своенравный, экстравагантный цвет, символизирующий удаление от мирской жизни в церковь или монастырь.
• Коричневый — это естественный цвет земли, теплый, сдержанный, спокойный, в некотором роде даже материнский.
• Зеленый — цвет развития и становления в природе, цвет надежды, жизни (любимый цвет людей, связанных с природой, таких как фермеры, охотники, лесничие и туристы).
• Черный — цвет, находящийся по ту сторону света и всего живого, это — цвет бренности, угасания жизни, цвет печали и скорби, торжественный, серьезный, строгий.
• Синий — цвет истины, постоянства, верности, покоя.
• Серый — смесь белого и черного. Это нейтральный, ни о чем не говорящий цвет, так называемая «замарашка» среди остальных цветов согревает и оживляет. Этот цвет должен повышать и укреплять жизненные силы малокровных и не очень энергичных людей. Желтый — как цвет коммуникации должен активировать нервную систему и центры головного мозга, контролирующие мышление и говорение. Этот цвет, в первую очередь, действует на пассивные, мечтательные, меланхолические характеры.
Зеленый — может благоприятно воздействовать на сердце и почки, но прежде всего, на женские половые органы. При наличии душевной неуравновешенности и недостаточном самообладании он должен положительно повлиять на человека и способствовать повышению уравновешенности его характера. Голубой — создает уверенность в собственной защищенности и приглушает агрессивность. Он считается гигиеническим цветом, который отпугивает не только мух, но и других вредных насекомых и микробов. Белый хотя и считается гигиеническим цветом, однако намного слабее, так как известно, что белые рубашки и блузки привлекают насекомых. Белый советуют людям, которые духовно ожесточены и хотели бы снять это напряжение.
Черный способствует дисциплине, серьезности, сопротивляемости, выдержке и стойкости, упорству и способствуют чувству близости к действительности. Что касается людей, одержимых какой-либо манией, то они, разумеется, должны избегать черного цвета, как и натуры, легко впадающие в депрессию.
• Фиолетовый — имеет особую лечебную традицию, потому что уже с давних пор считается, что аметист обладает волшебной властью над злыми силами. Поэтому фиолетовый цвет должен лечить меланхолию и ипохондрию, истерию и маниакальные идеи, а также пьянство, он может вести к духовному обновлению и духовному очищению.
• Оранжевый способствует пищеварению и укрепляет дыхание. Человек, находящийся во власти ежедневных привычек и обязанностей, скрупулезно выполняющий свой долг, под влиянием смеси желтого с красным цветов должен смягчиться и проявить большую активность.
• Бирюзовый способствует развитию чувственности и интуиции и также, как голубой, действует дезинфицирующе и антисептически.
• Золотой улучшает работу сердца, способствует повышению духовной активности и пробуждает творческое мышление. Это высказывание не нужно опровергать, так как его можно толковать по-разному.
Большие цветовые системы
Первой научной систематизацией цветов и выразительному названию основных мы обязаны универсальному гению нового времени, объединившему оба возможных аспекта цветов: художественный и физический. Ее создал Леонардо да Винчи (1452-1519), который около 1500 лет назад первым установил, что многообразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограничено. Он написал в «Trattato della Pittura»:» Простых цветов — б... Первый среди них — белый, второй — желтый, третий — зеленый, четвертый — синий, пятый — красный, шестой — черный». Он считал белый и черный истинными цветами несмотря на то, что физически они представляли собой лишь крайние отметки на шкале яркости; зеленый цвет он считал просто ощущением, хотя как художник привык получать зеленый цвет, смешивая желтую и синюю краски. В действительности, из этих частей можно составить все цвета спектра.
Сам спектр был открыт спустя полтора века 23-х летним Исааком Ньютоном (1643-1727). При помощи треугольной призмы и стекла он преломил солнечный свет и получил цветную радугу (спектр), которую не смог разложить второй призмой на более мелкие компоненты, но с помощью собирательной линзы снова объединил их в световой луч. Для него основными цветами являлись синий, желтый и красный, из которых должны были получаться остальные промежуточные тона.
На него ссылался Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832), который резко отклонял ньютоновскую теорию, но сам написал огромный, занимающий 1400 страниц труд о науке о цвете, который вышел в 1810 году. По его собственному мнению, эта книга была значительнее всех остальных известных нам сегодня произведений. Сам Гете высказывался по этому поводу: «Всему, чего я достиг как поэт, я не придаю никакого значения...» По существу, он ценил свое учение о цвете выше чем «Гец» или «Ифигению» — в отличие от одного известного физика Берлинского университета, который через 50 лет после смерти Гете высказался о созданном им учении как о «мертворожденной шутке дилетанта-самоучки». Сам Гете придавал этой книге большое эпохальное значение. Однажды он сказал своему секретарю Эккерманну: «Чтобы открыть в мире новую эру, необходимы, как известно, две вещи: во-первых, нужно иметь светлую голову, а во-вторых, получить хорошее наследство. Наполеон унаследовал Французскую революцию, Фридрих Великий — Силезскую войну, Мартин Лютер — темноту и непросвещенность священников. Мне же досталась ошибочная теория Ньютона. Сегодняшнее поколение и понятия не имеет, чего я достиг в этой области. Следующие же должны будут признать, что мне досталось неплохое наследство». На 42-м году жизни этот человек, умеющий видеть, опьяненный пестротой и красотой итальянских и средиземноморских пейзажей, картинами римских художников и особенной силой солнечного света, который заставляет краски светиться, столкнулся с проблемой цвета. Результатом стало учение о цветах и, в особенности, «часть о воздействии цветов на зрение и разум». Он рассматривал феномен цвета комплексно: учитывая его физиологический и психологический аспекты. Таким образом, он открыл феномен контраста: если мы смотрим на свет, то получаем темную копию предмета и наоборот, если смотреть из темноты на свет, увидишь и цвет предмета. Синие краски дают желтое отражение, а красные — зеленое изображение предмета. К этому присоединяется феномен контраста, который состоит в том, что мы один цвет в среде другого цвета воспринимаем по иному, а именно более контрастно.
Итак, в общем разработанные им положения носили дилетантский и устаревший характер. Зато к трактовке им цветов, их символического, мифологического и психологического содержания мы еще будем возвращаться. Работа Гете в данной области не носит новаторского характера, но не теряет от этого своей значительности. Прежде всего это — объективная, во все времена действенная, упорядоченная система цветов, над которой, тем не менее, нужно еще долго работать.
Великий и ужасный Дейл Карнеги говорил, что в жизни главное две вещи –
По опыту и наблюдению знаю, что на последнем. Поэтому
Если Вы это читаете,
Первое (и пока единственное), это конечно, КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЬЕ
У меня монитор с разрешением 1024 на 768 и частотой регенерации (развёрстки) при этом разрешении 85 Гц
Не скажу, что у меня болезненно чувствительные глаза, но в отличие от большинства, может быть из-за опыта я могу отличить на глаз 1024х768 – 85 и 1024х768 – 75
Слушать это всё только через Apollo
В последнее время я изрядно «подсел», как говорят некоторые мои знакомые на французскую музыку. Шансон. Ни дай бог оговориться – французский шансон. Потому как шансон он один, естественно, французский, а так называемый русский шансон и т.д. – это блатняк. Вот и всё. Может, и Вам понравится. Музыка со средним качеством (128 b/s), но размерер, естественно не маленький, около трёх мегов, поэтому скачивайте, потом наслаждайтесь.
Мирей Матье (Mireille Mathieu)
Послушать - Une Hostorie D'amour (Love Story Theme)
Жак Брель (Jacques Brel)
Из моих старых увлечений:
Послушать (Brother, my cup is empty)