Пока привожу статью Вл. Гакова в «Если» Фантастический реализм с некоторым изменением иллюстративного материала.
|
|
||||||||
|
|
||||||||
В мире НФ-иллюстрации сегодня пробиться
в лидеры нелегко – жанр превратился в индустрию: десятки издательств
нуждаюстся в сотнях олложет ежегодно. Однако если оросить фэнов и издателей,
кто у них на сегодняшний день «художник №1», – овет, скорее всего будет
единственный: Майкл Уэлан. Собственно, фэны уже
«ответили» – дюжина премий «Хьюго»! Это абсолютный рекорд. Начиная с
1980 года и по 1991, Уэлан был вне конкуренции, завоёвывая высшую премию
с регулярностью, наводившей понятное уныние на соперников; уступил им
Майкл Уэлан лишь в 1987 и 1990 годах. Прекратилась же его почти беспроигрышная
серия в начале 1990-х – причём по его собственной воле. Уэлан заявил,
что отныне просит не включать его работы в номинацию «Лучший художник»:
надо ж и другим оставить какие-то шансы!.. Уэлан родился в 1950
году в Калвер-Сити – одном из районов Лос-Анжелеса. Уже во время учёбы
в школе Майкл посещал летние художественные курсы в Дэнвере, а потом
поступил в университет штата Калифорния в Сан-Хозе, где изучал живопись
попеременно с … биологией! Его первые профессиональные работы для издательства
относятся к 1974 году, когда успех начинающему иллюстратору принесли
обложки многотомных «саг» Берроуза и Муркока. |
|||||||||
|
|
||||||||
Сейчас же Майкл Уэлан
заказчиков не ищет – они сами подстраиваюся под его рабочий график.
А график у него плотный – как все модные художники, Уэлан буквально
расписан на годы вперёд. В одном из интервью (1992 г.) он признавался,
что делает в год примерно 12 книжных обложек, хотя начинал с 20-22.
«Но в ранние были меньше по размерам и, взглянем правде в глаза, куда
менее совершенные, нежели теперешние». Может быть, одна из
причин беспорного коммерческого успеха Уэлана заключена в том, что вдобавок
к несомненому таланту рисовальщика он обладает незаурядным чутьём на
коньюктуру. Уэлан прекрасно знает, чего от него ждёт американский читатель
фантастики: чтобы было фантастично и буквально осязаемо. Достаточно сравнить его работы
с творчеством европейских коллег – немца Гайгера, англичан Вудрофа,
Миллера и других, – чтобы понять: до чего же Уэлан американец! Американец
во всём – в простоте и прагматизме, в отрицании всякой «зауми», в крепкой
профессиональной хватке, в потрясающей работоспособности… |
|||||||||
|
|
||||||||
|
|
||||||||
В личном общении он открыт,
улыбчив, уверен в себе, оптимистичен – и, когда нужно, твёрд, даже жесток.
Никаких там подавленных комплексов, никакого «бегства», никаких наркотических
блужданий. Майкл Уэлан работает, пашет, ни на секунду не позволяя себе
отвлечься от заказов, планов, контрактов. Для него и бурная светская
жизнь (кажется он не пропустил ни одной из более или менее значительных
американских конвенций последних двух десятилетий) не столько дружеская
тусовка, сколько своего рода public relation…
Хотя на крепкого профессионала иногда нисходит свыше – и он позволяет
себе роскошь писать для души. Не совсем, конечно, для себя (ведь все
его работы так или иначе будут проданы), но, по крайней мере, не для
очередного издателя. И лишь такие вещи художник называет картинами. Сам Уэлан признаётся, что почти 95% его работ – это иллюстрации: к фильмам, книгам и музыкальным произведениям. «Я не думаю, что когда-нибудь прекращу иллюстрировать обложки фантастических книг, – отвечал художник на вопросы одного из журналистов. – Это моя первая любовь, и покуда я «выгорю» весь, то не перестану их рисовать. Однако я чувствую, что настало время вплотную занятся иной работой, чтобы достичь цели, которую я поставил перед собой несколько лет назад: довести пропорцию «книжные иллюстрации – работа для души» до 50/50». |
|||||||||
|
|
||||||||
|
|
||||||||
|
|
||||||||
Так появились альбомы Уэлана, куда вошли не только обложки книг, уже полюбившиеся читателю, но оригинальные произведения. И перед ними предстал несколько иной Уэлан – более задумчивый, романтичный, лиричный. В этих картинах, несомненно больше живописи, чем коммерческой « понятности». «На картинах «для себя», как вы легко заметите, куда больше свободного пространства и меньше мельтешения человеческих фигур. Мои картины и больше по размерам, чем те работы, предназначены для обложек. Обычно я освобождаю комнату, высматриваю подходящую стену и мысленно вешаю на неё ещё не написанную картину. После чего долго раздумываю: с какого расстояния она будет смотреться лучше всего? Точнее с какого расстояния люди обычно разглядывают картины.? Я сам долго хожу по комнате, вооружённый мелком, и найдя лучший на мой взгляд, ракурс, обвожу на стене прямоугольник, который служил бы оптимальным окном в иной мир для моего будущего зрителя». |
|||||||||
|
|
||||||||
|
|
||||||||
Главным «побудительным мотивом»
Уэлан считает утренние газеты. «Каждое утро я получаю новые доказательства,
в каком же вновь оказываемся дерьме, так что идей для моих фантазий
у меня хватит надолго», – оптимистично заявляет он. Хотя и обложки его,
и картины всё таки по больше части слишком красивы, чтобы серьёзно возбудить
и воспламенить душу зрителей. Уэлан терапевт и великий утешитель, а
не хирург и не психоаналитик; его картины ласкают взор – даже при всех
их меланхолии, – потому столь высоко ценятся на американском книжном
рынке. Сейчас ему 46. Больше половины
жизни он рисует фантастику, и если отвлечься от коммерческого вала,
иногда его картины действительно способны заворожить. Так было с обложками
книг Азимова, так было со многими оригинальными фантастическими картинами,
которые, может быть, вдохновляют новых авторов на оригинальные литературные
произведения. И мы тогда узнаём то, чего нам не досказал художник. Вл. Гаков
|
|||||||||
|
|
||||||||
Сверху и слева иллюстрации к сериалу Майкла Муркока Эльрик. Кстати издана в серии издательством «Северо-Запад» Читать |
|||||||||
|
|
||||||||
|
|
||||||||
Иллюстрация к романау Ларри Найвена «Интегральные деревья» Читать |
|||||||||
|
|
||||||||
|
|
||||||||
Иллюстрация к романау Ларри Найвена «Дымовое кольцо» Читать |
|||||||||
|
|
||||||||
|
|
||||||||
|
|
||||||||